Федорычев почти монополизировал спортивный медиа-рынок

В понедельник в московском отеле «Националь» подписан самый крупный коммерческий контракт в истории российского спорта. Олимпийский комитет России (ОКР) передал компании Fedcom Media свои коммерческие права с момента окончания Олимпиады-2006 вплоть до Игр-2014. Взамен ОКР за 8 лет получит 110 миллионов долларов. Таким образом, с марта 2006 года компаниям, желающим ассоциировать себя с олимпийской сборной России (а на сегодняшний день среди таковых фигурируют «Газпром», «ЛУКОЙЛ», Сбербанк, Внешэкономбанк, «Самсунг», «Кока-Кола» и другие), теперь придется вести переговоры не со спортивными функционерами, а с Fedcom Media и ее владельцем Алексеем Федорычевым.

После подписания контракта с ОКР «Федком» стал крупнейшим игроком на российском спортивном медиа-рынке. Помимо коммерческих прав олимпийцев его дочерние компании владеют аналогичным правами Российского футбольного союза и правами на телетрансляции российской футбольной премьер-лиги. Кроме того, Федорычев является владельцем контрольного пакета акций футбольного клуба «Динамо», а недавно через фирму «Агрофест-Дон» фактически приобрел футбольный клуб «Ростов». Общая сумма средств, которые магнат с венгерским паспортом, проживающий в Монако и занимающийся экспортом удобрений, вложил или собирается вложить в российский спорт, приближается к 350 миллионам долларов.

Контракт на 110 миллионов долларов Леонид Тягачев и Алексей Федорычев подписали в присутствии журналистов. В момент обмена документами ведущий церемонии предложил: «Можете обняться». И хотя Тягачев и Федорычев делать этого не стали, по виду обоих можно было понять, что сделкой они довольны. Как рассказал «Известиям» глава Олимпийского комитета России, до подписания контракта с Fedcom Media его организация зарабатывала на коммерческих правах порядка 13 миллионов долларов за олимпийский цикл. Теперь же поиском спонсоров для нашего олимпийского движения на эксклюзивной основе будет заниматься Fedcom Media. ОКР же получит фиксированную сумму — по 27,5 на 4 олимпийских цикла. Все деньги, которые компания Федорычева сумеет привлечь сверх этого, достанутся «Федкому».

«Это минимум, ниже которого инвестиции не опустятся, — заявил „Известиям“ Леонид Тягачев. — В нашем контракте есть пункт, согласно которому инвестиции будут увеличены, если рекламный рынок пойдет в рост и позволит „Федкому“ получать на наших коммерческих правах сверхдоходы. ОКР в этом случае достанется определенный процент от дополнительно привлеченных спонсорских денег». Провести грань, после которой доходы Fedcom Media попадут под категорию «сверхприбыль», Тягачев затруднился. А Федорычев вообще заявил «Известиям», что о сверхприбылях пока думать рано.

Пока не совсем неясно, на какие проекты будут направлены инвестиции Fedcom Media. «Нам нужны стадионы, конькобежные центры, горнолыжные трассы, — говорит Тягачев. — Это особенно важно в связи с тем, что мы хотим заполучить в Сочи зимнюю Олимпиаду-2014. Но я не собираюсь быть монополистом в этом вопросе. Создам рабочую группу, она и определит те точки, в которые нужно вкладываться. Кроме того, я покину свой пост в 2008 году и хотел бы оставить своему преемнику стабильную финансовую базу. А контракт с Fedcom Media полностью отвечает этому желанию».

Особняком от 110-миллионных инвестиций стоят премиальные, которые Fedcom Media решил доплачивать российским призерам олимпиад. За золотую медаль спортсмен получит 50 тысяч долларов от Федорычева в дополнение к государственной премии аналогичного размера. Серебряный призер заработает 30 тысяч дополнительно, бронзовый — 20 тысяч. Причем эти премии, в отличие от основного контракта, будут действовать уже на ближайшей Олимпиаде в Турине.

Спортивный магнат Алексей Федорычев: «Это бизнес, конечно, а не меценатство»

По окончании пресс-конференции глава Fedcom Invest (Fedcom Media является ее «дочкой») Алексей Федорычев ответил на вопросы корреспондента «Известий» Чермена Дзгоева.

- 110 миллионов — это примерно шестая часть вашего состояния, если брать оценку «Форбс». Не накладно?

- Мне достаточно 10 кораблей, чтобы досрочно закрыть контракт с Олимпийским комитетом. Они приносят мне больше 100 миллионов в год. А у меня больше 10 кораблей.

- Для вас это бизнес или способ потратить деньги?

- Моя любовь к спорту сыграла, конечно, свою роль в том, что мы идем со своими проектами в Олимпийский комитет и в российский футбол. Но это бизнес, конечно, а не меценатство. Спортивный медиа-рынок в России пока не имеет принятых на Западе форматов. Для того чтобы это произошло, должен появиться понятный игрок, у которого есть права, есть длительный срок владения этими правами. Рынок в потенциале стоит 2 миллиарда долларов. Но у крупных компаний, которые хотят сюда вкладываться, в России должен быть серьезный партнер. И наша задача — стать таким партнером. Пока о прибыли говорить, конечно, рано. В первый год ее точно не будет. Как и в моих футбольных проектах: мы на них пока потеряли порядка 4–5 миллионов. И в ОКР будет то же самое.

- Вы владеете коммерческими правами Российского футбольного союза, которые вам достались еще при прежнем руководстве этой организации. Новый президент РФС Виталий Мутко заявил, что этот контракт невыгоден, потому что коммерческие права в ближайшее время будут стоить намного дороже…

- Если условия резко изменятся, в чем я очень сильно сомневаюсь, мы спокойно сядем за стол переговоров и поделимся долей сверхдоходов. Это общепринятая практика. Коммерческие права РФС еще вчера не стоили тех денег, которые мы предлагаем за них сегодня. Очень легко рассуждать потом, когда это уже начинает что-то стоить. Но никто не задается вопросом: а почему это начинает стоить? Никому не приходит в голову, что, может, кто-то этот рынок проинвестировал…

- Но вы не исключаете, что через 3–4 года, если на рекламном рынке будет благоприятная ситуация, условия контракта поменяются в сторону увеличения отчислений со стороны вашей компании?

- Конечно. Это касается контракта и с РФС, и с ОКР, который мы подписали сегодня. Будет даже не по спортивному, если мы начнем зарабатывать десятки миллионов, а РФС или ОКР будет недополучать прибыль.

Спортивные инвестиции Федорычева

110 миллионов долларов за 8 лет начиная с 2006 года — коммерческие права Олимпийского комитета России. 95 миллионов долларов за 8 лет начиная с 2006 года — коммерческие права Российского футбольного союза. Более 70 миллионов долларов — покупка 51 процента акций московского «Динамо» и укрепление состава клуба (в планах также выделение 150 миллионов на инфраструктуру клуба). 51 миллион долларов за три сезона начиная с 2005 года — права на телетрансляции матчей футбольного чемпионата России. 10–15 миллионов долларов — покупка дочерней компанией «Агрофест-Дон» пакета акций футбольного клуба «Ростов». 3,5 миллиона евро в год — спонсорский контракт с футбольным клубом «Монако».

По оценке журнала Forbes, личное состояние Федорычева составляет 600 миллионов долларов. Прибыль компании «Федкоминвест» — около 300 миллионов долларов в год. Для сравнения — состояние Романа Абрамовича — 13,3 миллиарда долларов. На покупку «Челси» им было потрачено около 200 миллионов долларов. На комплектование команды — еще около 500 миллионов.

Источник: "Известия"