Проблема кадров – вечная «спутница» развивающегося рынка. Это относится и к российскому рынку печатных СМИ. В большинстве газет общего содержания, особенно постсоветской фомации, постоянно происходят кадровые перестановки высшего эшелона. Хотя есть и исключения из этого правила.
Например, в успешных газетах – «Московском комсомольце» и «Комсомольской правде» – главные редакторы – Павел Гусев и Владимир Сунгоркин – занимают свои посты давно. В других же газетах – «Коммерсанте», «Известиях», «Газете», «Ведомостях» – пост главного редактора – «переходящее знамя».
Никто, пожалуй, не будет спорить с тем, что «колыбелью» качественной деловой журналистики в России является ИД «Коммерсантъ». Созданный в переломную перестроечную эпоху, он стал не только пионером среди деловых изданий, но и создал нормы бизнес-журналистики.
При этом создается впечатление, что журналисты, которые начинали свою карьеру в то время в «Коммерсанте», сейчас прочно утвердились на руководящих постах качественных изданий.
Кто есть кто в «клубе» главредов
Интересно проследить карьерный рост нынешних главных редакторов качественной периодики. В «Коммерсанте» и «Газете» пост главного редактора занимают люди, пришедшие из других изданий. Владислав Бородулин, шеф-редактор объединенной редакции ИД «Коммерсантъ» и главный редактор газеты «Коммерсант», хотя и начал свою карьеру в этом же ИД, но до последнего времени работал главным редактором Интернет-проекта Газета.ру.
Петр Фадеев, главный редактор газеты «Газета», после закрытия журнала «Русский фокус», в котором он занимал аналогичную должность, некоторое время оставался не у дел, пока не был приглашен на нынешний пост.
В двух других газетах – «Ведомостях» и «Известиях» руководящие посты занимают люди, которые работали в этих изданиях и раньше. Так, Татьяна Лысова, главный редактор газеты «Ведомости», пришла в издание в 1999 году. Начала работать в должности редактора отдела «Энергоресурсы», затем стала заместителем главного редактора, ответственным за бизнес-секцию газеты. В 2002 году – шеф-редактор «Ведомостей», в 2003 – главный редактор.
Главный редактор «Известий» Владимир Бородин начал работать в издании в 1997 году корреспондентом регионального отдела, затем работал в отделах «Общество» и «Политика». С 1999 года занимал должность заместителя ответственного секретаря, с 2004 года – ответственного секретаря. После увольнения бывшего главного редактора «Известий» Рафа Шакирова, в сентябре 2004 года Владимир Бородин исполнял обязанности главного редактора издания, а спустя месяц был утвержден на посту главного редактора.
В журналах ситуация несколько иная. Здесь наблюдается тенденция успешного продвижения по карьерной лестнице.
Главный редактор журнала «Эксперт» Валерий Фадеев пришел в журнал в 1995. До 1998 года занимал должность научного редактора, первого заместителя главного редактора еженедельного аналитического журнала «Эксперт». В конце 1998 года назначен главным редактором журнала «Эксперт».
Главный редактор журнала «Коммерсант Власть» Максим Ковальский пришел в ИД «Коммерсантъ» в 1991 году на должность редактора, затем перешел в службу рерайта – стилистической правки текстов заметок. В 1998 году стал выпускающим редактором газеты «Коммерсантъ». В 1999 году был назначен на должность главного редактора журнала «Коммерсант Власть».
В свою очередь, главный редактор журнала «Коммерсант Деньги» Сергей Яковлев пришел в ИД «Коммерсантъ» в 1997 году, занимал должности литературного редактора, выпускающего редактора. В 1999 году стал главным редактором экономического еженедельника «Коммерсант Деньги».
Главный редактор журнала «Профиль» Александр Перов с 1989 по 1993 годы работал в ИД «Коммерсантъ», занимал должности заместителя редактора, а потом — редактора отдела оперативной деловой информации, заместителя главного редактора и главного редактора газеты «КоммерсантDaily». После сменил несколько мест работы, пока в 2000 году не стал заместителем главного редактора журнала «Профиль», а в 2001м его главным редактором.
Главный редактор журнала «Компания» Евгений Додолев стал главным редактором журнала после смены собственника – ИД Родионова в середине 2005 года купил журнал у Андрея Григорьева, который был не только владельцем, но и бессменным главным редактором журнала с 1997 года. Евгений Додолев совмещает должности главного редактора и директора перспективных проектов издательского дома.
Главный редактор журнала «Секрет Фирмы» Марина Иванющенкова пришла в издание из ИД «Коммерсантъ» вместе с создателем проекта «Секрет фирмы» Юрием Кацманом.
Путь к вершине
Эти примеры показывают, что нынешние главные редакторы деловых изданий за редким исключением уже довольно давно занимают свои посты. Как же быть с новыми именами?
Может ли простой журналист в нынешних условиях стать главным редактором?
Юрий Кацман, управляющий директор ИД «Секрет фирмы», например, считает, что главный редактор – это навык. «Даже если человек умный, толковый, смышленый, эрудированный, коммуникабельный, готов представлять интересы издания во внешнем мире – отсутствие навыка «главный редактор» не позволяет ему занять эту должность. Специфика этой должности заключается в умении принимать решения и уметь правильно расставлять акценты, понимать, в чем заключается выпуск издания – все это приобретается с опытом», – объясняет Юрий Кацман.
В ИД «Секрет фирмы» система карьерного роста, по заверению Юрия Кацмана, хорошо выстроена. Начальникам отделов поручают руководство над небольшими проектами – приложениями, обозрениями, специальными секциями. Если работа выполнена успешно, то следующий проект будет более масштабным. «Таким образом, у нас появляется актив, люди, которые потенциально могут занять должность главного редактора», – говорит Юрий Кацман.
Юлия Полторацкая, руководитель департамента «Рекрутмент для рекламной и медиаиндустрии» «Агентства Контакт», соглашается с тем, что чаще всего карьерный рост журналистов идет по традиционному пути: от корреспондента до редактора, от редактора до руководителя отдела или заместителя главного редактора и, в конечном счете, до главного редактора. «Безусловно, на карьеру влияет также уровень того СМИ, в котором работает данный специалист. К примеру, телеканалы, как правило, более высоко ценятся по сравнению с печатными СМИ», – рассказывает Полторацкая.
Раф Шакиров, бывший главный редактор газеты «Известия», полагает, что сделать карьеру главного редактора можно даже в наше время. Но уточняет, что сейчас началась эпоха медленного карьерного роста: «Сейчас молодой интересный главный редактор – это скорее атавизм, исключение из правил». Он добавляет, что карьерный рост зависит от самого журналиста: «Для этого человек должен быть работоспособен, амбициозен, и все время учиться новому. В своей практике я этого почти не встречаю. В последние годы обозначился такой тренд: люди хотят поменьше работать, побольше зарабатывать и при этом карьерно расти – такой оксюморон. Настоящих «буйных» мало».
В свою очередь Юлия Полторацкая отмечает, что нехватка главных редакторов обусловлена спецификой проектного бизнеса и высоким уровнем требований к потенциальному редактору: «Человек, претендующий на это место должен соответствовать стилю и идее проекта, обладать не только хорошими редакторскими, управленческими, креативными и организационными навыками, но и харизмой. Если ко всему этому добавить наличие бизнес-понимания, то круг кандидатов сужается до минимума».
Раф Шакиров придерживается иного мнения на эту проблему: «Очень часто эту профессию рассматривают с точки зрения идеальных стандартов. А на самом деле, важно, во-первых, то, чего хочет издатель, во-вторых, важна ситуация, в которой мы существуем, не только рыночная, но и политическая. Картина на рынке кадров полностью соответствует ситуации в политическом пространстве и бизнесе. Рынок и политическая ситуация ошибок не прощают, за них приходится платить. Издатели платят деньгами, а в политическом плане ошибки приводят к репутационным потерям. Конечно, большинство издателей выстраивают стратегию продвижения на рынке в соответствии с политическими реалиями».
Все дело в мотивации
Посмотрим на проблему с другой стороны. Так ли важно стать главным редактором для журналиста?
«Не все журналисты хотят быть главными редакторами, – считает Юрий Кацман. – Автор и главный редактор – это разные профессии. Главный редактор – это администратор, менеджер. Помимо чисто творческих вопросов, он должен принимать именно менеджерские решения. Большинство журналистов стремятся быть, прежде всего, классными журналистами. Им гораздо интереснее совершенствоваться как авторам, чем взваливать на себя бремя главного редактора».
Раф Шакиров придерживается несколько иного мнения, считая, что не всякий хороший журналист способен стать главным редактором. На Западе опытные и талантливые колумнисты, обозреватели работают в этой профессии всю жизнь. «Но Россия – страна иерархическая, помимо творческих заслуг нам нужно иметь статус, так уж мы устроены, – добавляет Шакиров. – Еще одна беда в том, что у нас хорошим обозревателям не дают своей профессией зарабатывать на хлеб, как это происходит на Западе. Это возможно только в нормальных рыночных условиях».
Что же делать журналисту, который хочет, но, увы, не может занять должность главного редактора? Юрий Кацман считает, что это вопрос мотивационной политики издания: «Если есть такая проблема, то она решается внутренними корпоративными действиями. Существует множество вариантов, как мотивировать людей на то, чтобы они продолжали работать в издании, даже тех, кто стремится расти по карьерной административной лестнице».
Где взять «свежую кровь»?
Анатолий Ходоровский, директор по аналитике и информации ИГ «Регион», полагает, что проблема с новыми кадрами существует, и довольно серьезная. «Много ли за последние пять лет появилось редакторов не из редакторской «касты», а из журналистской среды?», – задается вопросом Анатолий Ходоровский. И называет Леонида Бершидского (главный редактор газеты «Ведомости» в 19992002), Татьяну Лысову, Петра Фадеева (бывшего главного редактора журнала «Русский Фокус», ныне главного редактора «Газеты») и Владимира Бородина. «В остальном мы видим практически одни и те же имена, кочующие из издания в издание. По большому счету это касается и ведущих журналистов, и редакторов, в том числе и главных», – считает Анатолий Ходоровский.
По его словам, в начале 90х появилась целая плеяда талантливых журналистов, которые пришли со стороны и прежде работали в сфере экономики: Михаил Леонтьев, Ольга Романова, Николай Вардуль. Последние подобные примеры по мнению Анатолия Ходоровского – создание газеты «Ведомости» и журнала «Русский фокус»: «Первый состав «Ведомостей» сумел в рекордно короткие сроки преодолеть многолетнюю монополию «Коммерсанта» и сделать принципиально новое издание на российском рынке. А собирался этот состав, который я считаю последней по-настоящему сильной журналистской командой на отечественном рынке, по далеко нетипичному для отечественных СМИ принципу – без попыток перекупать имена». В газету приглашали людей, до этого не замеченных в журналистике, которые работали в инвестиционных и консалтинговых компаниях. «Еще один пример – журнал «Русский фокус», который пошел примерно этим же путем», – добавляет Анатолий Ходоровский.
По его словам, современной деловой журналистике не хватает «свежей крови», а многие талантливые журналисты уходят из профессии. «Вот далеко не полный список мест, где работают журналисты первого набора «Ведомостей» – «Северсталь-групп», «Агрос», МТС, «Райффайзен-банк», банк «Зенит», «Боржоми» и т.д. Причем, далеко не всегда это PR-позиции», – рассказывает Анатолий Ходоровский.
В свою очередь Юлия Полторацкая уверена, что позиция главного редактора чрезвычайно востребована на рынке: «Большое количество издательских проектов не запускается только потому, что нет специалистов, которые смогли бы сделать их успешными. Особенно это актуально для «нишевых» изданий, которые сейчас активно развиваются».
Анатолий Ходоровский считает, что проблема с кадрами объясняется несколькими причинами, одну из них он видит в отсутствии профессионального образования: «До последнего времени даже в МГУ не было кафедры деловой журналистики, и выпускники главного вуза страны не имеют специфических знаний из области экономики и финансов, пусть даже в минимальном объеме». Вследствие этого падает качество материалов в деловых СМИ и появляется сомнительная, с содержательной точки зрения, информация, часто заведомо необъективная. Этому, во многом, способствует и падение уровня промежуточных редакторов (во многом, за счет того, что нет притока из не журналистской среды).
По этим причинам за последнее время так и не появилось ни одной журналистской школы (типа ранних «Независимой газеты», «Сегодня» и «Коммерсанта»), которые готовят кадры не только для себя, но и для других СМИ.
По мнению как Анатолия Ходоровского, так и многих экспертов рынка печатных СМИ, отсутствие «свежей крови» приводит к переманиванию журналистов путем явного завышения зарплат, следствием которых становится неадекватное соотношение «цена/качество» на рынке журналистского труда. «Здесь же во многом стоит искать корни отсутствия ярких новых имен в корпусе главных редакторов. В целом, это проблема не главных редакторов, а общего уровня журналистов и журналистики», – резюмирует Анатолий Ходоровский.
«Позиция главного редактора сродни профессии режиссера – можно быть режиссером документальных фильмов или художественных, можно быть режиссером сериалов. Это очень разные профессии. Новые имена, конечно, появляются, но в соответствии с требованиями времени, не рыночными, а политическими. Но, цитируя Кушнера, скажу, «времена не выбирают, в них живут и умирают», – подмечает Раф Шакиров.
Суммируя мнения игроков и экспертов рынка, можно сделать вывод – сообщество главных редакторов порой напоминает закрытый клуб, куда попасть можно только по «специальным приглашениям». И этот «клуб» будет закрытым до тех пор, пока будут существовать проблема подготовки профессиональных кадров, плохо выстроенная система карьерного роста, отсутствие должной мотивации для журналиста. Ситуация изменится, когда решение, о том, кто возглавит бизнес-проект, каким и является в идеале любое СМИ, будет приниматься с позиций рынка, а не политики.
Источник: "Новости СМИ"