Один киоск на 2000 москвичей

Много это или мало? Вопрос скорее не в количестве, а в качестве предлагаемого товара. А вот оно-то как раз и не устраивает столичные власти. В городе сформирована и действует система розничного распространения периодической печати.

Более 5000 торговых точек ежедневно реализуют около 600 тысяч газет и журналов. В этой отраслевой нише функционируют киоски, лотки, остановочно-торговые модули, индивидуальные продавцы печатных изданий, секции в торговых центрах и супермаркетах. Одна точка продажи периодической печати приходится примерно на 2 тысячи жителей, что явно недостаточно. Плюс, в разных районах Москвы зачастую одно и то же издание продается по разной цене. Чтобы запустить в розницу газету или журнал, издатель должен заплатить распространителю за доступ в розничную сеть. Чтобы открыть киоск печати, нужно обойти 32 инстанции и в итоге потратить на согласования от 1 года до 2 лет.

В сложившейся ситуации правительство Москвы рассмотрело вопрос "Об основных направлениях развития системы распространения периодической печати в городе Москве", в основе которого лежала Концепция реформирования и развития рынка распространения печатных СМИ в г. Москве, предложенная профессиональными организациями издателей и распространителей периодической печати.

Спрос растет, тираж падает

Председатель Комитета по телекоммуникациям и средствам массовой информации города Москвы Михаил ЩЕРБАЧЕНКО назвал документ "декларацией о намерениях", но подчеркнул: - То, что нужно обществу и его гражданам, то, что нужно государству в лице системы городского управления, сегодня оказывается наименее выгодным продавцу периодической печати. Продавец периодической печати отдает предпочтение изданиям, которые проще продать, быстрее и доходнее реализовать, поэтому социально значимая периодика заведомо проигрывает перед развлекательной, "желтой" прессой. В результате этого складывается парадоксальная ситуация на рынке: емкость рынка растет, объем рекламных поступлений растет, а тиражи изданий падают или замораживаются.

Власть способна изменить ситуацию таким образом, чтобы найти баланс интересов бизнеса и основной части городского населения. На данном этапе необходимо законодательно закрепить систему дислокации торговых точек, продающих периодическую печать. В дальнейшем, по его словам, на этой базе можно было бы развивать и унифицировать сеть реализации прессы. "Это не ограничивает конкуренцию за право работать в той или иной точке продажи, наоборот, претендующие на это распространители должны будут непременно пройти через конкурс", - заявил он. Если же выигравшие в конкурсе допустят нарушения при работе, то их места смогут занять другие предприниматели. Главное, по его мнению, чтобы места распространения периодической печати были четко закреплены, и была исключена возможность их перепрофилирования. Как сообщил докладчик, планируется сделать так, чтобы на 1 тысячу жителей приходилось 10 кв. м торговых площадей, реализующих печатную продукцию.

Предлагаемая концепция не требует дополнительных ассигнований из бюджета, а речь идет лишь о системе административно-организационных мер, в которых нуждается рынок распространения печатной прессы в г. Москве.

Продавца газет надо учить

Валентина ВАРФОЛОМЕЕВА, заместитель руководителя Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы

- Существующее число объектов реализации печатной продукции явно недостаточно, неравнозначна и география размещения таких объектов по округам и районам. 60% торговых точек распространения периодической печати сосредоточены внутри метрополитена и 25-ти метровой прилегающей к метро зоне, 35% - на главных магистралях и центральных улицах, и только 5% - в жилых микрорайонах.

Департаментом уже разработан конкретный план развития торговой сети печатной продукции, префектурами подобрано 360 участков для размещения киосков, 300 мест определено в остановочно-торговых модулях. Кроме того, перепрофилированию в торговые точки распространения печатной продукции подлежат 72 павильона, размещенные над выходами из переходов. В планах развития сети предприятий "шаговой доступности" также намечено размещений специализированных магазинов печатной продукции, мини-маркетов прессы.

Необходимо переходить от стихийной торговли печатной продукции к цивилизованной системе распространения периодической печати в городе. Предприниматель должен иметь возможность выбрать из 20-30 вариантов то, что его устраивает по площади, по цене, и уже в рабочем режиме согласовать дизайн, цветовую гамму с архитекторами по месту расположения объекта в сочетании с особенностями и ландшафтными требованиями данной территории.

Необходимо продумать и ассортимент товаров, реализуемых в таких точках торговли. В частности, ассортимент сопутствующих товаров не должен идти вразрез с основным перечнем товаров. Кроме того, отдельное внимание необходимо уделить подготовке кадров для системы распространения периодической печати в городе Москве.

Не все согласны с тем, что это хорошо

В процессе обсуждения отмечалось, что предлагаемая концепция не сможет в полной мере способствовать совершенствованию существующей системы распространения периодической печати в городе Москве. В частности, она не сможет изменить ассортимент продаваемой продукции в сторону увеличения количества социально значимых изданий наряду с сокращением объема развлекательной, "желтой прессы. Этот механизм планируется реализовать в рамках конкурса, то есть город выберет тех распространителей, кто предложит городу выгодные условия продажи периодической печати, соответствующий ассортимент.

Плюс можно обременить победителей конкурсов распространением социально значимой прессы.

Процесс надо подтолкнуть вниманием

Подводя итоги, мэр Москвы Юрий ЛУЖКОВ заявил, что концепцию необходимо одобрить и начать работу по ее реализации.

Существующая система распространения периодической печати в городе, по его мнению, является саморегулируемой. "Нам важно не останавливать процесс, а дать ему состояться в том объеме, в котором решается задача приобретения москвичами печатной продукции. Для издателей появляется возможность ее реализовать в полном объеме, до минимума уменьшается число согласовании на установку объекта реализации печатной продукции, ограничивается ассортимент точек распространения печатных СМИ", - заявил Ю.Лужков. По итогам заседания постановление и концепция были одобрены. Департаменту поддержки и развития малого предпринимательства г. Москвы дано поручение дополнить текст концепции пунктом о снижении числа согласовании при открытии и установке объекта реализации печатной продукции до минимума, а также формировании системы "одного окна" в этом отношении.

В дополнение:

Руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства г. Москвы Михаил ВЫШЕГОРОДЦЕВ в интервью ИА "Альянс Медиа" заявил, что в целом одобряет принятую концепцию. Он подчеркнул, что значительное число малых предприятий, индивидуальных предпринимателей работает в системе распространения печатной продукции. По словам М. Вышегородцева, по сути, принято решение об увеличении количества мест распространения периодической печати в г. Москве до уровня, когда одно торговое место (10 кв. м) будет приходиться на 1 тысячу жителей. "Это существенно увеличит количество малых предприятий, работающих в этой сфере", - заявил он.

Руководитель ДП и РМП также сообщил, что мэр Москвы Ю.Лужков поручил департаменту в режиме "одного окна" и при минимальном количестве согласовании в соответствии с системой дислокации объектов распространения периодической печати, которая будет утверждена постановлением "Об основных направлениях развития системы распространения периодической печати в городе Москве", выдавать разрешения на установку соответствующих объектов. "Это должно добавить оптимизма малым предприятиям и предпринимателям, так как они смогут более упрощенно входить в этот рынок", - сказал М. Вышегородцев.

Что касается конкурсов среди распространителей печатной продукции, которые предусматриваются в рамках концепции, то, отметил министр, участие в них малых предприятий во многом зависит от условий конкурсов. "Если конкурсы будут проводиться среди малых предприятий, а не крупных сетевых структур, тогда у малых предприятий появляются все возможности работать на этом рынке", - отметил он. А если же малым предприятиям придется конкурировать с крупными структурами, то здесь не будет больших шансов оказаться победителями, считает министр. Однако он добавил, что "эта возможность может быть регулируема".

Источник: "Торговая газета"