Куда может завести издателя погоня за аудиторией?

Вы замечали когда-нибудь, что издатели СМИ все больше пользуются военной лексикой? Попасть в целевую аудиторию, завоевать читателя, уничтожить конкурентов. Подобно Сталину, издатели воюют по глобусу, не считаясь с потерями. Миллион на рекламу туда, два миллиона на маркетинг сюда – чего мелочиться при таких-то ценах на нефть? В итоге себестоимость получается такая, что дешевле печатать газету на долларовых купюрах.А если надоест, можно и закрыть ее к чертям или подарить друзьям или жене, а самому податься в какие-нибудь, прости Господи, природоохранные чиновники.

Правда жизни

Однако чем дальше в лес, тем толще бизнес-планы. Перед непрофильными издательскими придатками ставят задачу не только с размахом тратить, но и зарабатывать. Это в 1997 году можно было вбухивать деньги в заведомо убыточную газету влияния и рассчитывать это влияние реально получить. Сейчас манипулировать общественным мнением бессмысленно.

Во-первых, малотиражной газетенкой Останкинскую телебашню не перешибешь. А если даже и перешибешь, то что с того? Кого оно волнует, это общественное мнение? Те, кто принимает решения, газет не читают. Вот и затеваются амбициозные проекты по превращению заведомо убыточных изданий в прибыльные.

Газета «Газета» как раз из заведомо убыточных. Звездная (дорогостоящая) команда, модный дизайн, высокий индекс цитирования. При этом – невнятная целевая аудитория, полное пренебрежение элементарным требованием удобства читателя, более чем скромный тираж, небольшое количество рекламы и, соответственно, скверные финансовые показатели. Сегодня средний ежедневный заявленный тираж «Газеты» – около 70 тысяч.

Между тем, по неофициальным сведениям, ежегодно на ее содержание тратится около 2,5 млн. долларов. Видимо, раньше это устраивало владельцев, а точнее, персонально председателя совета директоров Новолипецкого металлургического комбината Владимира Лисина. А теперь вдруг устраивать перестало.

Перемена участи

Начали, как и полагается, с замены главного редактора. Участвовавшего в основании газеты Михаила Михайлина сменил экс-главред «Русского фокуса» Петр Фадеев. А потом начались и реформы в самом издании.

Для начала его перевели на «таблоидный» формат А3 – предполагается, что такую газету удобнее читать в метро. Однако такой формат не дает никакой свободы маневра в оформлении. Предыдущий дизайн газеты, разработанный Андреем Шелютто, позволял «поиграть» с полосой, за счет иллюстрации и заголовка выделить более важную, но меньшую по объему новость.

На А3 не особо разбежишься. Всего несколько вариантов верстки: «простыня» с одной-двумя фотографиями; три «блина» в стопку; главный материал, колонка, «подвал». Зато полоса верстается за десять минут. Что ж, для ежедневной газеты фактор немаловажный.

В начале сентября поменяли дизайн сайта www.gzt.ru. Интернет-версия «Газеты» была едва ли не популярнее бумажного издания – и где же отрабатывать нововведения, как не здесь? Как заявлено в официальном пресс-релизе, новый дизайн отличается от старого «более современными дизайнерскими решениями, удобной системой навигации, легким и приятным интерфейсом».

Спору нет, старый оранжево-черный дизайн и впрямь был хотя и красив и оригинален, но неудобен и полон «глюков». Очень часто заявленный на главной странице анонс вел куда угодно, только не на нужную новость. Не говоря уже об архиве, в котором невозможно было что-либо найти.

Сейчас сайт прост, понятен и функционален, как и положено информационному ресурсу.

Вверху - оглавление, слева – колонка новостей, посередине – развернутые анонсы главных новостей с фото, справа – поиск по сайту и ссылка на архив, внизу – авторские колонки. Словом, очень похоже на десятки других информационных ресурсов. Но тут уж надо выбирать – или оригинальность, или функциональность.

Новое лицо для старого издания

В первой декаде октября бумажная «Газета» вышла с полностью обновленным дизайном. Главным образом новизна заключается в новом логотипе и цветных фотографиях. Логотип «Газеты» был раньше похож на логотип «Коммерсанта», теперь он вызывает устойчивые ассоциации с «Российской газетой». Закрепляет ассоциации с насаженным на лого российским гербом.

«Газета» сознательно без боя сдает офисы и атакует метро. Предполагается, что именно здесь можно найти читателей, которые любят разглядывать цветные фотографии. Милая сердцу издателя картина: ползет железный змей, ползет-везет людей, и каждый со своей «Газетой»… увы, какого бы прекрасного читателя ни придумывали себе господа-издатели, настоящий пассажир метро упрямо покупает двухцветную «Жизнь» и черно-белый «МК».

Воображать идеального читателя и обращаться к нему скорее пристало писателю, которого вполне устроит скромная посмертная слава. Однако наши издатели продолжают делать газеты и журналы для придуманных читателей. Вот, к примеру, для таких (цитирую бизнес-план, составленный известным издателем для известного общественно-политического еженедельника; кто угадает, о чем речь, тому ничего не будет):

«Немалая часть среднего класса, которая интересуется политикой и деяниями чиновников, только когда они затрагивают ее личные интересы; образованна, интересуется литературой, искусством, наукой, хочет быть (или казаться) «продвинутой»; настроена патриотично, не прозападно. Индивидуалистична: ориентирована на карьеру, благосостояние собственной семьи, здоровье свое и близких; неплохо зарабатывает и активно потребляет. Интересуется кино, видео, литературой, театром, изобразительным искусством, фотографией, своим здоровьем, автомобилями, путешествиями и отдыхом, работой, техникой, религией, наукой».

Вы таких людей встречали? Если встретите, познакомьте со мной. Я бы с удовольствием выпил пива с таким парнем. И спросил бы у него, купит ли он газету только из-за того, что в ней появились цветные фотографии. Правда, если такой человек и существует, хотя бы в единственном числе, наверняка выяснится, что он не читает ни газет, ни журналов. А может быть, даже и пива не пьет.

Источник: "Взгляд"