В странах Запада существует стереотип: в России нет тайны частной жизни. В доказательство приводят утверждение о том, что английское слово прайвеси не имеет русского эквивалента. Это, конечно, не так.

Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну гарантируется Конституцией, в эту сферу входят "сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность". Возможность защитить это право предусмотрена в Уголовном, Гражданском и Административном кодексах. Закон о СМИ требует от журналиста получить согласие гражданина на распространение сведений о его частной жизни.

Право на личную тайну уравновешивается потребностью сообщать информацию о себе для участия в жизни общества и потребностью общества в информации о своих гражданах. Соблюдение этого баланса характеризует демократическое, нарушение - тоталитарное государство. Наше общество, оттолкнувшись от коммунистического тоталитаризма с его полной прозрачностью личной жизни граждан для парткомов и профкомов, промчавшись сквозь период информационных войн с их копанием в грязном белье и публикацией "подслушек", устремляется в иную крайность: полного засекречивания личной жизни. Парламент приступил к рассмотрению правительственногозаконопроекта "О персональных данных".

Внимательное прочтение текста проекта приводит к мысли: государство под благородным видом защиты наших тайн в очередной раз пытается нанести удар по интернету. Закон запретит размещение и хранение любых сведений о гражданине в Сети без его согласия, более того, даже если человек когда-то и сообщал публике что-то о своей жизни, он в любой момент вправе потребовать уничтожить все следы этих сведений. Все сайты, на которых есть персональные данные и которые предоставляют возможность их обрабатывать (например, есть кнопка "поиск"), должны пройти специальную госрегистрацию.

Разработчики законопроекта ссылаются на необходимость присоединения РФ к Конвенции Совета Европы об автоматизированной обработке персональных данных. Но конвенция принята в 1981 г., когда не шло речи о регулировании интернета. Зато именно тогда появились мощные компьютеры, позволившие властям заводить базы данных на граждан и быстро их обрабатывать. Наш законопроект вводит ограничения для всех граждан и организаций, работающих с персональными данными. Конвенция делает исключения из запрета на обработку данных, если это необходимо для защиты прав и свобод других лиц. Подобная норма существует и в российском законе о СМИ. В новом законе это не предусмотрено.

Строгость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения. Степень обязательности в конкретных ситуациях определяют конкретные чиновники. Кроме самого закона они получат бонус: появится возможность взыскать с интернет-нарушителя определяемый чиновником штраф и (по желанию) конфисковать базы данных и интернет-серверы. Критерий, похоже, один: остановить развитие своевольных сайтов и прикрыть политиков от "компромата".

Источник: "Известия"