Он отметил, что в демократическом обществе могут быть востребованы только независимые, свободные, экономически состоятельные, отражающие весь спектр мнений и идей средства массовой информации. С учетом этого «государственная политика Российской Федерации в сфере СМИ концептуально базируется на принципах свободы слова, недопустимости цензуры, многообразии форм собственности на СМИ, уведомительном порядке их регистрации и исключительно судебной форме ликвидации».
Затронув проблему российского законодательства в области средств массовой информации, Геннадий Кудий подчеркнул, что назрела необходимость не просто внесения в Закон «О СМИ» отдельных изменений, решающих узкие задачи, но серьезной корректировки всей системы отечественного законодательства в данной сфере. По мнению докладчика, новый закон обязательно должен быть систематизирующим актом всего законодательства страны о средствах массовой информации. Закон должен не только зафиксировать права и обязанности участников рынка прессы, но и обеспечить четкое правовое регулирование рынка на длительную перспективу путем соотнесения законодательства о СМИ как с потребностями его развития, так и с другими областями права.
В публично-правовой сфере, акцентировал Кудий, законодательство о СМИ должно иметь приоритет по отношению к другим нормативным актам в части обеспечения конституционных прав и свобод граждан на идеологическое многообразие, свободу мысли и слова, получение и распространение информации.
Далее Геннадий Кудий заметил, что в последние годы происходит последовательная трансформация законодательства о СМИ в плане изменения системы государственной поддержки средств массовой информации. В результате печатные СМИ, связанные с образованием, наукой и культурой, практически утратили юридические основания относить себя к социально значимой продукции. В связи с этим докладчик высказал мысль, что необходимо вернуться к практике создания для отечественной прессы и книжной продукции образовательного, научного и культурного характера оптимального режима налогообложения деятельности, имеющего целью сделать эти издания максимально доступными для населения.
Особое место в докладе было отведено вопросу функционирования СМИ, учрежденных различными властными структурами и финансируемых из средств местных бюджетов. По мнению Геннадия Кудия, значительные финансовые вливания в региональную прессу серьезно деформируют как общероссийский рынок, так и локальные рынки, поскольку дотируемым и всем прочим изданиям приходится действовать в явно неравных экономических условиях. Кроме того, гарантированная местным изданиям финансовая поддержка за счет средств регионального бюджета ограничивает профессиональную самостоятельность редакций, сужает возможность информационного плюрализма в регионе. Важным рычагом эффективного функционирования рынка прессы, отметил докладчик, могла бы стать осмысленная государственная поддержка института подписки на периодику для населения. Геннадий Кудий высказался в пользу разработки и принятия федеральной программы развития института подписки на периодическую печать как социального инструмента, обеспечивающего реализацию конституционных прав граждан на свободу слова и доступность любых печатных СМИ на всей территории страны.
Опытом положительного взаимодействия распространителей Санкт-Петербурга с властями Северной столицы поделилась генеральный директор ЗАО «Нева-Пресс» Ирина Васильева. Она, в частности, рассказала, что по инициативе распространителей была разработана единая адресная программа развития сетей по торговле периодической печатной продукцией. Эта программа была поддержана Комитетом по печати Санкт-Петербурга и после совместной доработки направлена губернатору Валентине Матвиенко, которая подписала циркуляр, обязывающий районные администрации выделять места под торговые точки для прессы.
С разъяснениями и комментариями недавно рассмотренных правительством Москвы документов о развитии системы распространения печатной продукции в столице выступил председатель правления АРПП Александр Оськин. Он дал высокую оценку решению правительства Москвы, особенно в части радикального увеличения числа точек продажи прессы, упрощения процедуры регистрации новых киосков по принципу «одного окна», развития сетей продаж печатной продукции.
Участники семинара обсудили также другие вопросы, связанные с развитием рынка СМИ. В ходе обсуждения темы «Власть и рынок СМИ» участники семинара искали ответы на вопросы – как влияют на состояние рынка бесплатные издания, что следует понимать под «социально значимыми» изданиями. По этому поводу высказывалось мнение, что так называемые «социально значимые» издания должны вписываться в экономику рынка реализации прессы.
Пресс-служба АРПП