Прессе ощипали лучшие перья

Уникальный в своем роде документ приняли на днях депутаты брянского горсовета. Банальное «Положение об аккредитации журналистов» вводит для аккредитованных в горсовете представителей СМИ жесточайшую цензуру. Отныне если освещение журналистом очередной сессии горсовета или жизни депутатского корпуса в целом не устроит хотя бы одного депутата, доступ в зал заседаний журналисту будет закрыт.

За цензуру депутаты проголосовали почти единогласно. Против была только единственный представитель медиабизнеса среди депутатов – основатель и генеральный директор брянской радиостанции «Чистые ключи» Светлана Безверхия. После скандальной сессии она заявила, что принятое «Положение» противоречит нормативным документам о работе СМИ с государственными органами.

Видимо, брянских депутатов охватил правовой нигилизм. Иначе невозможно объяснить, как в принятых правилах аккредитации оказался целый букет нарушений. По закону присутствовать на сессиях может не только любой журналист, но и любой избиратель Брянска, имеющий право знать, какие решения принимают слуги народа. Кроме того, статья 12 федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» гарантирует право граждан пользоваться госинформресурсами, за исключением закрытых. Статья 38 закона «О СМИ» дает представителям прессы право на оперативное получение информации. А статья 144 УК РФ «Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов» предусматривает уголовную ответственность за ее нарушение.

Теперь журналисты гадают, кого первым выгонят с очередной сессии горсовета. А областная прокуратура готовит протест. Само «Положение» до сих пор находится в закрытом доступе. На просьбу корреспондента «НИ» ознакомиться с ним в горсовете ответили отказом. Сказали, что скоро он будет вывешен в Интернете: «Там и смотрите, сколько душе угодно».

Преследования журналистов наблюдаются и в Орле. Редактор главной областной газеты «Орловская правда», бывший военный и депутат облсовета Александр Тихонов устроил для подчиненных «курс молодого бойца». По словам покинувших редакцию сотрудников, в 8.45 журналисты газеты должны были стоять на проходной, чтобы за 15 минут подготовиться к трудовому дню: бумагу в принтер заложить, компьютеры включить и по команде «к бою!» бить по клавишам. До Тихонова «Орловская правда» свободно критиковала команду губернатора Егора Строева. Теперь газета стоит перед Строевым по стойке «смирно».

Лучшие перья газеты не выдержали. Большинство ушло в новую газету «Город Орел», которую г-н Строев очень не любит, о чем он заявил редактору лично. Когда главный редактор газеты Юрий Лебедкин пришел в Союз журналистов, располагающийся в одном здании с «Орловской правдой», его туда не пустили даже под личные гарантии секретаря Союза. Охранник из ЧОПа сослался на черный список журналистов, которых нельзя пускать в здание, хотя это было явным нарушением закона. Главный редактор «Орловской правды» объяснил это угрозой терактов в адрес СМИ.

Учредителя другой оппозиционной газеты «Орловские новости» Марину Ивашину, из номера в номер раскрывающую финансовые секреты команды Строева, избили в лифте собственного дома. По статье «Воспрепятствование профессиональной деятельности» возбуждено дело. В качестве свидетеля был допрошен первый замгубернатора области Виталий Кочуев, с которым Ивашина беседовала за день до нападения. Он подтвердил, что приглашал к себе Ивашину по поводу ее статей о коррупции и произволе в среде орловских чиновников и просил, чтобы она была корректнее. Ивашина этого не обещала. Дело так и осталось «висяком»...

Источник: "Новые известия"