Появление в российской деловой хронике имени Аркадия Гайдамака до сих пор вызывало у журналистов серьезные затруднения. Биография этого человека, чье место рождения то ли Москва, то ли Бердичев, слишком богата на события.
И для полноценного его представления не хватит и отдельной статьи.
Невозможно в двух-трех предложениях объяснить, каким образом владелец Регионального банка развития и инвестиционной компании «Антанта-капитал» совсем недавно организовывал встречи президента АЛРОСА Александра Ничипорука с руководством государства Ангола. У непосвященного в перипетии гайдамаковской судьбы вызовет удивление, почему счета советника ангольского МИДа в марте этого года оказались заблокированы в израильском банке Hapoalim.
Или почему автор книги «Русский ампир» стал президентом Конгресса еврейских религиозных организаций и общин России (КЕРООР)? Или как кавалер ордена Почетного Легиона мог в 1997 году структурировать сделку по cписанию $1,5 млрд ангольского долга России таким образом, что кредитор получил наличными лишь $160 млн? Или чем экс-председатель совета директоров банка «Российский кредит» провинился перед французскими властями, которые в 2000 году, обвинив Аркадия Гайдамака в незаконных поставках оружия в Анголу, выдали международный ордер на его арест? В итоге Гайдамак решил сам прийти на помощь журналистам, купив у олигарха с Украины Вадима Рабиновича «Московские новости». Это издание сегодня далеко не так влиятельно, как в конце 1980-х. Поэтому сама по себе как инструмент для улучшения репутации Гайдамака газета едва ли подходит — в стране вполне достаточно других СМИ, чтобы время от времени при необходимости напоминать публике о бурном прошлом нового владельца «Московских новостей».
Но, возможно, именно последнее словосочетание и объясняет цель новой инвестиции Аркадия Гайдамака, который отныне, по его же собственному выражению, получил «публичный имидж владельца известного брэнда». Очевидно, Гайдамак рассчитывает на ту же метаморфозу в общественном восприятии, которая ранее произошла с его деловым партнером Романом Абрамовичем.
После того как человек, которого в 1999 году называли не иначе как «казначеем семьи», стал губернатором Чукотки и купил футбольный клуб Chelsea, миллиарды Абрамовича принято подсчитывать, используя для обозначения бенефициара гораздо более нейтральные характеристики. Тем более что в эпоху покупки «Газпромом» «Сибнефти» (а не наоборот) эпитет «семейный» уже утратил былую остроту.
Конечно, брэнд «Московские новости» стоит и «весит» намного дешевле, чем Chelsea и даже Чукотский автономный округ. Но он гораздо более «раскручен», нежели, например, «Нафта-Москва» Сулеймана Керимова. А ведь довольствуйся последний исключительно титулом покровителя звезд эстрады и балета, вряд ли ему удалось бы столь легко скупить 4,5% акций «Газпрома», обеспечив себе пропуск в клуб российских миллиардеров.
Известные брэнды облегчают доступ к брэндам, еще более известным. Медиамагнатам многое позволено. Даже в России, если они лояльны власти.
Источник: газета «Бизнес»