Бедные люди потребляют "бесплатные" источники информации - телевидение, радио. Потребляют и бесплатные многотиражные издания - но в узко утилитарных целях. Для богатых - сильно подорожавшие газеты, книги, платные телеканалы, платный Интернет. Time is money - "время - деньги". Богатым, чтобы стать ещё богаче, время нужно экономить. Бедным время нужно убить.
Есть многолетние исследования для стран, в которых распределение населения по доходам и по потребляемым СМИ давно стабилизировалось. Вот один из результатов такого исследования: "Население с низким уровнем образования предпочитает телевидение, с более высоким - газету, журнал, книгу".
А вот и другой итог: "Заядлые читатели гораздо лучше разбираются в массмедиа, чем заядлые телезрители, а значит, много лучше умеют использовать телевидение". Потому-то "пропасть в знаниях" между богатыми и бедными, как выражаются авторы исследования, грозит неуклонным расширением. При этом "речь идёт не только о знаниях - речь идёт и о воображении, памяти, интуиции, фантазии, а ведь только они и есть, думается, подлинное богатство".
Происходит расслоение на людей читающих и людей глазеющих. Объективно процесс чтения - это процесс дешифровки абстрактных письменных символов в образы реального мира, в идеи и проекты. Это работа мозга, преобразующего информацию. Истинное богатство "гомо сапиенс" - не набор знаний о фактах, а работающий мозг. Регулярное чтение тренирует наш мозг. Бездумное глядение на мелькающие картинки - только утомление зрительного нерва.
Для большинства людей телевидение в наши дни является первым и зачастую основным источником информации о событиях в своей стране и за рубежом. Телевидение также оказывает определённое влияние - особенно на молодёжь - в плане преимущественно визуального приобретения познаний (не лучший образец - реалити-шоу). Без сомнения, эти тенденции отразились на содержании и форме сегодняшних газет.
Газеты "желтеют", "визуализируются" через комиксы, фотографии, коллажи. Такое смешение жанров - тупик, поскольку попытка объять необъятное заранее обречена на неудачу. Но это не значит, что газеты должны позволять телевидению править бал. У телевидения тоже есть свои ограничения.
Во-первых, телевидение имеет дело лишь с тем, что оно может показать. Ему нужны картинки, оно не может работать с материалами, которые не снабжены визуальным изображением. Телевидение не любит возиться с идеями, оно предпочитает действие. Во-вторых, оно чудовищно неэффективно в сообщении информации. Дело в том, что, просмотрев часовую информационную программу, в которой вы лишены возможности заранее выбрать интересующие вас сюжеты (хотя сегодня стало нормой перед выпуском новостей давать их аннотацию), вы теряете интересующую вас тему среди остального содержания выпуска, воспринимаемого вами как информационный шум. И в то же время вы не имеете возможности вернуться к заинтересовавшей вас информации - например, запомнить номера телефонов или имя сегодняшнего президента Индонезии. Если напечатать содержание получасовой программы телевизионных новостей, оно займёт всего лишь одну газетную страницу, которую квалифицированный читатель пробежит взглядом за пару минут - time is money!
И, что является величайшим преимуществом газеты как средства массовой информации, она позволяет читателю охватить взглядом очень большое количество материалов за раз, а затем выбрать, что из них прочесть. В книгах для этого существует оглавление и предметный указатель. Используя аналогии сегодняшнего дня, телевидение и радио - это одноканальные СМИ, а газеты, книги - многоканальные. Для выбора заинтересовавшей информации в телеэфире нужно наобум бестолково щёлкать переключателем каналов (хотя уже есть мультиоконные телевизоры). Но что толку в таком "выборе", если по всем каналам показывают один и тот же грузовик с песком, провалившийся в яму на проспекте Мира. К тому же не забудем о санитарно-гигиенических недостатках мелькающих мониторов, утомляющих глаз.
Газеты - единственное из средств массовой информации, предоставляющее потребителю немедленную свободу выбора как в порядке получения информации, так и во времени, в том числе возможность вернуться к заинтересовавшей информации для повторного прочтения. Со всеми прочими СМИ, существующими ныне, у потребителя нет иного выбора, кроме как принять то, что дают ему производители, в том порядке, в каком ему это дают. К тому же газетные технологии не стоят на месте - сегодня практически каждая уважающая себя газета имеет свой интернет-вариант, свой архив, позволяющий дотошному читателю проследить развитие освещения темы во времени. В мегаполисах уже практикуется распространение бумажных вариантов газеты через электронно-печатающие терминалы, устанавливаемые в местах скопления людей. Достаточно нажать кнопку интересующей вас газеты - и быстродействующий принтер выдаст экземпляр свежего номера, который вы сможете просмотреть в офисе, кафе, в электричке или дома на диване.
СПРАВКА
Число зарегистрированных печатных изданий в России к 1 января 2005 года достигло 47 тысяч. Однако многие из них либо не издаются, либо издаются от случая к случаю. Таким образом, тиражи газет и журналов, по словам руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаила Сеславинского, растут гораздо медленнее, чем число их наименований. Общий тираж газет в России не превышает 8,5 миллиарда экземпляров, журналов - 600 миллионов экземпляров. Подписные тиражи периодики в России существенно не растут с 2001 года и колеблются в пределах 33-31 миллиона экземпляров на начало и середину каждого года. Так, разовый подписной тираж российской периодики на 1 июля 2004 года составил чуть более 32 миллионов экземпляров, что лишь на 250 тысяч больше аналогичного периода 2003 года. Самые низкие подписные тиражи в Москве и Санкт-Петербурге. В целом по стране на тысячу жителей приходится 220 газет и журналов. Эти цифры несопоставимы с показателями 1990 года, когда на тысячу жителей страны выписывалось более полутора тысяч газет и журналов. Одной из причин такой ситуации эксперты называют высокую стоимость подписки, которая порой вдвое превышает розничную цену, другой - позднюю доставку газет и журналов потребителю.
Источник: «Красноярский рабочий» (Красноярск), N33