Российская газета: Михаил Львович! На памяти у москвичей еще не столь давние времена, когда газетами в Москве торговали всюду. В подземных переходах, на книжных развалах, в метро... Потом торговлю у метро свернули, объяснив, что это в целях усиления борьбы с террористами. Кое-как все устаканилось, а вы теперь предлагаете снова все переделать.
Михаил Щербаченко: Разговоры о том, что в результате удаления прессы из метро рухнули газетные тиражи, - не более чем сотрясание воздуха. По сравнению с остальными видами торговли, которые вообще убрали за 25 метров от станций, прессе очень даже повезло. И исключение для нее сделал лично мэр Москвы. Метро покинули лоточники и торговцы с рук - так называемые ручники, а взамен распространители печати получили в 25-метровой зоне киоски и павильоны, освободившиеся после вывода запрещенной здесь торговли. И сейчас о том, что возле метро не хватает газет и журналов, даже речи нет. Хватает с избытком.
РГ: Тогда зачем же понадобилось разрабатывать новую концепцию дислокации мест по торговле печатными изданиями?
Щербаченко: Периодику продают не только у метро. И вряд ли надо вам объяснять, что распространение печати по рентабельности уступает и продуктовой, и табачной, и пивной торговле. Исследования социологов говорят, что москвичи готовы тратить на газеты не более 10 рублей в день. Значит, не жди с газетных киосков ни больших налогов, ни иных форм материального стимулирования местных управленцев. Потому-то эти торговые объекты оказываются первыми кандидатами на перепрофилирование. Найти повод легко и недолго. Так вот, правила, предлагаемые комитетом, направлены как раз на то, чтобы защитить распространителей прессы от произвола. С одной стороны, будут утверждены места расположения уже существующих газетных киосков. И официально принятая дислокация станет гарантией того, что в таких-то точках ничем, кроме печатной продукции, торговать не будут. С другой стороны, начнется поиск удобных и нужных москвичам новых мест распространения СМИ. И очевидно, что сеть будет развиваться и количественно расти.
РГ: Не могу не поддержать возмущения главного редактора "МК" Павла Гусева, недоумевавшего на заседании правительства Москвы: почему газетный номер делают за три рубля (в которые входит труд журналиста, бумага, типографские услуги), а распространители продают его вдвое дороже, хотя вся их работа - доставить газету от редакции до прилавка. Если скажете, что при новой системе торговли, которую вы намереваетесь организовать, газеты станут дешевле, я не поверю. Ни один товар в результате любых перемен дешевле не становится. Тогда в чьем же кармане осядут шесть рублей, которые берут сегодня с издателей распространители?
Щербаченко: Ценообразование - дело рынка, а не городских властей. Другое дело - содействовать разрешению или хотя бы ослаблению конфликта интересов. Логика издателя, которую вы воспроизвели, понятна. Но у распространителя на это свой ответ. Рекламный рынок вырос, заявляет он издателю, ты прилично зарабатываешь на рекламе и можешь позволить себе снизить отпускную цену, чтобы твоя газета лучше продавалась. А меня все гоняют, киоски приходится менять, все время за что-то надо платить... Вот я и завышаю цену - и не от хорошей жизни, а просто иначе прогорю. Так вот, если распространитель уверенно почувствует себя на своем месте - а к этому мы и ведем дело, - то будет активнее и смелее вкладываться в развитие сети. Ситуация станет стабильнее, легче будет договориться с издателем, а там, кто знает, может, и цена "успокоится". Ведь это бред, когда одна и та же газета в разных районах Москвы продается по разной цене.
РГ: Вы говорили на заседании правительства, что сейчас в Моcкве насчитывается около трех тысяч газетных киосков, а вместе с ручниками - немногим более пяти тысяч. В то время как в Европе - по одному киоску на каждую тысячу населения, в Финляндии - и вовсе одна точка на 100 человек. Какую же сеть должна иметь российская столица?
Щербаченко: Мы предложили норму: на 1000 жителей - 10 квадратных метров торговой площади. Как раз столько занимает современный киоск с комфортными условиями для продавца и его товара. По сути, это европейская норма. Но пока она должна быть введена для районов-новостроек, а сколько торговых точек потребуется открыть в каждом административном округе и в целом по городу - надо считать. Этим сейчас и займется наш комитет вместе с департаментом потребительского рынка и услуг и, разумеется, с префектурами административных округов.
РГ: Как, по-вашему, внешне должна выглядеть новая сеть? С точки зрения дизайна?
Щербаченко: Тут - соло для архитектора. И я благодарен Александру Викторовичу Кузьмину, главному архитектору Москвы, за то, что он не посчитал нашу тему мелкой и очень интересно выступил на заседании правительства. Мне кажется заманчивой его идея объединить разношерстную уличную торговлю в конструктивно и стилистически продуманные объемные модули.
РГ: За чей счет будет вестись перестройка?
Щербаченко: Естественно, за счет инвесторов. Желающих вложиться в распространительский бизнес в Москве немало. Издатели и распространители, так сказать, сбиваются в стаи, консолидируют капитал и намерены развивать свои сети. РГ: Ну и кто же из их получит те самые площадки в столице, которые мэр пообещал отдать под свежую прессу?
Щербаченко: Как и в любой другой отрасли столичного городского хозяйства, - те, кто выиграет конкурс.
РГ: И чего же правительство Москвы потребует от них за свою поддержку?
Щербаченко: Организовать торговлю СМИ не только в лакомых местах - возле станций метрополитена или вдоль главных магистралей, но и на периферии города - там, где она пока не развита. Такой, знаете ли, билет в нагрузку.
РГ: Издатели знают по собственному горькому опыту, как трудно пробиться к читателю. Лишь за то, чтобы положить новую газету или журнал на прилавок, им приходится платить до 30 тысяч долларов - такова цена "входного билета". Изменит ли что-нибудь обновленная сеть распространения?
Щербаченко: В этой сети главные действующие лица - различные АО, государственную систему никто создавать не собирается. Так же, как и регулировать "плату за вход". Но при этом появится набор изданий, обязательных к распространению, - вот им за попадание в сеть точно ничего платить не надо будет.
РГ: Кто и как попадет в этот "социальный пакет"?
Щербаченко: Издания, которые нужны и реально полезны массовому читателю. Ежедневные газеты - как самые уязвимые. Разумеется, не все - самые популярные не нуждаются в нашей поддержке. Далее - детская и научная периодика. Вполне возможно, официально-справочные издания, публикующие, к примеру, документы правительства Москвы. Зачастую москвичи, нуждающиеся в подобной информации, просто не знают, как ее получить. Полный список изданий для включения в обязательный ассортимент, вероятно, утвердит общественный совет по распространению печати, возглавляемый Юрием Михайловичем Лужковым. Список не будет, естественно, высечен из камня. Примут его на какой-то срок, допустим месяца на три-четыре, посмотрят результаты. Скажем, такое-то издание не пошло - что ж, был дан шанс, им не воспользовались, уступите место другим, пусть они попробуют завоевать читателя.
РГ: Сколько потребуется времени, чтобы система заработала?
Щербаченко: На разработку базовых правил и документов уйдет месяца три - с момента подписания постановления.
РГ: Но ведь на местах, скорее всего, его ждет сопротивление. Многие члены правительства и не скрывают неприятия предложенной комитетом идеи. 28 отрицательных заключений на проекте постановления! Плюс резкие выступления в ходе обсуждения. Как вы намерены со всем этим бороться?
Щербаченко: Возражений, в самом деле, было много, и дело двигалось долго и трудно. Но мэр однозначно поддержал наши предложения, по сути - поддержал прессу, поддержал свободу печати. Что будет теперь? В правительстве Москвы принято дискутировать, доказывать свою правоту лишь до определенного момента - до принятия решения. А дальше - спорам конец, решение выполнять. Если почувствую противодействие, буду поступать в соответствии с ситуацией и своими должностными полномочиями.
РГ: Михаил Львович! Вечно то, что выгодно. А где гарантия, что систему, которую вы так любовно выстроите, не захватят те же порнушники, продавцы дисков или торговцы любым другим, более прибыльным товаром?
Щербаченко: Гарантия записана в постановлении правительства Москвы. Что бы ни случилось с владельцем киоска или целой сети - проштрафился, обанкротился, потерял интерес к этому бизнесу, - в данном месте будут торговать прессой и ничем иным. Ныне присно, а то и во веки веков.
РГ: Значит ли это, что газетный киоскер в Москве может стать таким же уважаемым человеком, как, скажем, владелец бензоколонки в Америке?
Щербаченко: Насчет бензоколонки - не знаю, но вообще в Америке в ходу такая формула: вы не можете заставить себя любить, но вы можете заставить себя уважать. Основу для такого отношения к системе распространения печати мы сейчас и создаем.
Источник: «Российская газета», N237