"Сейчас казахский рынок растет темпами более высокими, чем российский. За прошлый год он вырос почти на 40%, и сегодня на этом рынке требуется более профессиональный менеджмент, которым местные лицензиаты не располагают",-- объясняет председатель совета директоров "Интермедиагруп" Виктор Шкулев необходимость покупки партнера. Стоимость 100% издательства "Антенна-Казахстан", по оценкам экспертов, составляет $1-2 млн.
"Интермедиагруп" -- издатель телегида "Антенна-телесемь" и ряда региональных газет. Оборот компании, по оценкам экспертов, за 2004 год составил около $60 млн. 85% "Интермедиагруп" принадлежит акционерам ИД "Ашет Филипаки Шкулев", а 15% -- трем топ-менеджерам.
Издательство "Антенна-Казахстан" издает по лицензии "Интермедиагруп" телегид "Антенна" на территории Казахстана. Оборот компании за 2004 год составил $1 млн.
Эксперты считают, что казахский рынок печатных СМИ станет по-настоящему интересен инвесторам к 2007 году, а сейчас российские издатели вкладываются в него в расчете на будущий рост. По данным TNS Gallup Media Asia, с 2003 по 2004 год рекламный рынок Казахстана вырос с $220 млн до $318 млн. По прогнозам экспертов, в ближайшие годы сохранится его рост в 35-40%, и в 2005 году он достигнет $400-430 млн. "Пока на казахском медиарынке развит только сегмент телевидения, он составляет 75% всего рекламного рынка,-- говорит директор по телеизмерениям TNS Gallup Media Александр Костюк.-- Рынок печатной прессы развит значительно хуже (по данным TNS Gallup Media Asia, на него приходится всего 15% рекламных бюджетов.-- Ъ), но темпы его роста очень высокие". "В казахском издании "Esquire" у нас больше рекламных полос, чем в российских,-- рассказывает член совета директоров Independent Media Елена Мясникова.-- Понятно, что там реклама дешевле, однако интерес рекламодателей к прессе достаточно высокий".
В то же время выход российских издателей на рынок Казахстана связан с рядом сложностей. Например, иностранные компании не могут владеть более 20% казахских СМИ. "Интермедиагруп", в частности, признает, что вынуждена была использовать специальные юридические схемы, чтобы получить контроль над "Антенной-Казахстан".
Кроме того, практически весь казахский медиарынок находится в руках одной семьи Назарбаевых. "Конечно, уровень коррумпированности в Казахстане не поражает русское воображение,-- заявил Ъ руководитель одного из крупных российских издательских домов,-- однако это очень закрытый рынок, и, приобретая там СМИ, необходимо прежде всего договориться с семьей".
Политическая ситуация сдерживает выход российских издателей и на другие привлекательные рынки СНГ. "Потенциально самый крупный рынок Средней Азии, Узбекистан с населением 25 млн человек, находится в зачаточном состоянии,-- говорит Александр Костюк.-- Недостаточно развит и медиарынок Белоруссии, где живет 10 млн человек. Как только в этих странах возникнут условия для функционирования рыночных механизмов, и российские издатели займут на них хорошее положение".
Источник: "Коммерсантъ"