"Ни в одной европейской стране не выходит столько развлекательных изданий"

Одним из самых успешных издательств, специализирующихся на выпуске газет и журналов кроссвордно-сканвордной тематики, по праву считается «НАПИ-М». О том, как происходило становление издательской компании, и о ее дальнейших планах мы попросили рассказать генерального директора «НАПИ-М» Александра Воюшина.

— Расскажите, пожалуйста, с чего все начиналось.

— В 1995 году в Беларуси вышли в свет «первенцы» издательства «НАПИ» — газеты «Магазин кроссвордов» и «Сенсации мира», а также «Журнал кроссвордов», которые сразу обрели своих читателей. Это неудивительно: любит наш народ развлекательную прессу, и здесь мы «попали в яблочко». Так был заложен фундамент нашего издательского дома, и уже в 1997 году было открыто издательство «НАПИ-М» в России.

К десятилетнему юбилею мы пришли с довольно приличным «багажом», состоящим из 16 изданий. «Киты» — это, конечно же, газеты кроссвордно-сканвордного содержания. Именно благодаря такой направленности наша небольшая редакция выросла в крупный издательский дом. За прошедшие годы во многом мы стали лидерами — именно издательство «НАПИ-М» подарило любителям «поломать голову» японские и цифровые кроссворды.

Но погода бывает капризной не только в природе, но и на рынке СМИ. Очень скоро мы поняли, что изданий только кроссвордной тематики для роста и развития компании недостаточно. Так появились на свет газеты и журналы других направлений: самая «вкусная» газета «Поваренок», кулинарные журналы «Катюшина кухня» и «Катюшины сладости»; газеты о народной медицине «Больной вопрос» и «Целебная почта»; юмористические газеты «Джем-сканворд» и «Джем-анекдот».

Словом, пришлось потрудиться, но читательская аудитория это оценила.

— Появление конкурентов сильно повлияло на ваше положение на рынке?

— Наши издания всегда были конкурентоспособными. Во многом благодаря тому, что мы первыми начали выпуск некоторых видов кроссвордов и это создало нам хорошую репутацию среди читателей. Истинные «поклонники жанра» уже привыкли к тому, что практически каждый год мы выпускаем что-то «свеженькое», и с интересом встречают наши новинки.

Конечно, обострение конкуренции нельзя было не ощутить, иногда это не самым лучшим образом отражалось на тиражах наших изданий, но в целом возрастание конкуренции не было для издательства болезненным процессом. Единственное, что в этой связи хотелось бы сказать: раз уж конкуренции не миновать, то пусть она будет честной. Ситуации, когда издатель платит распространителю за то, чтобы в киосках не было продукции его коллег, я считаю недопустимыми.

Надо сказать, в последнее время на рынке кроссвордных изданий наблюдается некоторое уменьшение тиражей. Это можно объяснить снижением читательского интереса к таким проектам. Слишком много появилось на прилавках развлекательных газет и журналов, и перенасыщение рынка стало причиной пресыщения наших читателей. Ни в одной европейской стране не выходит столько развлекательных изданий! Так что, думаю, скоро настанет тот момент, когда на рынке развлекательных СМИ произойдет окончательный «естественный отбор» и все постепенно войдет в определенные рамки и приблизится к мировым показателям.

— Как вы распространяете свои издания? Сильно ли отличаются рынки дистрибуции в России и Беларуси?

— Издания «НАПИ-М» присутствуют во всех типах торговых точек по продаже прессы, кроме тех, которые расположены в гипермаркетах. Распространение газет в гипермаркетах невыгодно, а над возможностью продавать там журналы мы пока думаем. По подписке распространяется около 15% всего тиража. Конечно, хотелось бы, чтобы эта цифра была больше, но массовые издания традиционно чаще приобретаются в розницу, да и подписные цены не всегда доступны для наших читателей.

Если говорить о различиях, то в Беларуси основным распространителем изданий на рынке являются государственные предприятия «Белсоюзпечати» (розница) и «Белпочта» (подписка). На долю частных распространителей приходится не более 10% продаж.

Еще одно отличие состоит в том, что в России гораздо сложнее запускать новое издание, поскольку затраты на сопровождающие появление новинки маркетинговые и рекламные акции постоянно растут, а в Беларуси пока нет необходимости в таких денежных вливаниях.

— Какие меры вы предпринимаете для продвижения своих изданий?

— Разумеется, здесь привлекается реклама, но обычно мы прибегаем к ней только при запуске новых проектов. Проводятся различные акции среди распространителей наших изданий, по итогам которых победители получают солидные призы. Таким образом мы стараемся заинтересовать дистрибьюторов в продвижении нового издания. Раньше мы проводили рекламные акции на радио и телевидении, но, по-моему, такая реклама либо должна быть тотальной, либо она вообще не имеет смысла. Если информация об издании прозвучит лишь несколько раз, то мало шансов, что ее кто-то запомнит.

«НАПИ-М» регулярно участвует в профессиональных выставках, например, во Всероссийской выставке «ПРЕССА». Для издательства это и имиджевое мероприятие, и возможность приобрести новых клиентов и партнеров по бизнесу.

— Присутствует ли реклама в ваших изданиях?

— Практически нет. Мы стараемся не злоупотреблять рекламой, чтобы не ущемлять интересы наших читателей, которые покупают любимые издания для получения информации, а не для изучения рекламных модулей.

— Проводятся ли компанией какие-либо исследования медиарынка? Как вы решаете, что нужно изменить в издании, каким быть новому проекту?

— Как правило, мы не проводим никаких исследований, а все необходимые решения принимаем благодаря собственному чутью и мозговым штурмам в редакции. Конечно, существуют общие правила вывода новинок на рынок, и их необходимо знать, но в целом надо просто чувствовать, какое содержание и какая форма изданий будут наиболее востребованы читателями.

— Нужны ли отечественному медиарынку вообще и вашему издательству в частности зарубежные инвестиции?

— Наше издательство не испытывает потребности в зарубежных инвестициях, поскольку для запуска новых проектов нам хватаем и собственных средств. Если же издатель планирует выходить на рынок с серьезным брендом, дорогим изданием, то здесь уже без инвестиций не обойтись, потому что это требует колоссальных затрат. Но с другой стороны, обилие инвестиций провоцирует некоторую монополизацию рынка, так что скоро нам потребуются законодательные акты, поддерживающие отечественные издательские дома.

— Каковы перспективы «НАПИ-М»?

— Я считаю, что «звездный час» издательского дома еще не настал, и останавливаться на достигнутом мы не собираемся.

Компания развивается быстрыми темпами: мы начинали с выпуска шести изданий, а сейчас их уже 16. Главное — не стоять на месте, «схватывать на лету» все новое и интересное и преподносить это читателю в виде новых изданий. Журналы «Сан Саныч» и «Катюшины истории» — самая «свеженькая» наша продукция. В дальнейшем же планируем продолжать освоение журнального пространства, а также выпускать издания в новых для «НАПИ-М» тематических направлениях.

Источник: "Курьер печати"