Так что делает национальная организация, занимающаяся распространением прессы, когда необходимо противостоять возникающим трудностям (конкуренции со стороны телевидение/радио, Интернет новостей, отсутствие постоянной аудитории или сужение круга читателей, нестабильная политика государства), чтобы ее дело процветало или хотя бы просто не умирало?
Ответ далеко не прост и, как показывает пример NMPP, может потребоваться решение целого ряда задач. По мнению Стефана Брибарда, директора NMPP по внешним сношениям, «две сферы интересов NMPP – это ежедневные издания, которые находятся в состоянии упадка, и популярная пресса, например большие телегиды, рынок которых последние несколько лет медленно, но верно разрушался. Только женские издания и телегиды составляют 50% ассортимента всей распространяемой продукции и 33% объема продаж во Франции.
Возможные решения
Их упадок и плачевное состояние ежедневных изданий образовали пустоту в этом секторе рынка, которую оказалось нелегко заполнить, даже несмотря на огромное стремление это сделать.
Часть ниши была заполнена «узко направленными» изданиями, посвященными таким специфичным темам, как верховая езда, охота и рыбалка; обстановка. Но объемы их тиражей по-прежнему сильно уступают телегидам, а в результате увеличения числа изданий появляются другие проблемы: их слишком много. «Раньше охоте было посвящено 5 изданий, теперь их может быть 50», - продолжает Брибард, - «помимо этого есть еще издания, посвященные компьютерным играм, которые лучше продаются в больших магазинах, где люди могут их просмотреть, чем в киосках.
Выпуск изданий с приложениями DVD и сувенирами увеличился до такой степени, что они стали настоящей проблемой для некоторых распространителей: такие издания выпускаются намного большими тиражами, чем еженедельные и даже ежемесячные, но объем их продаж намного ниже, и непроданные экземпляры могут валяться на полках чуть ли не вечно. Для больших магазинов это не так важно, как для обычного уличного газетного киоска.
Добавьте к этому тот факт, что именно издатели создают финансовые условия, по которым продаются издания, и получатся условия для упадка, чего недавние переговоры между распространителями, оптовыми продавцами и более 30 000 торговыми представителями Франции, будем надеяться, избежали.
Перепроизводство прессы
Ожидается, что газетным киоскам придется иметь дело с еще большим ассортиментом, если нынешние условия сохранятся или не изменятся в обозримом будущем. Размер комиссионных не изменился, в то время как работы стало намного больше. Они хотят больше денег, что закономерно, т.к. они вынуждены больше работать, кроме того, они дольше ждут компенсации за непроданные копии специализированных изданий.
Однако, т.к. во Франции издатель устанавливает систему цен и условия распространения, увеличение комиссионных увеличит и затраты на распространение – ситуация, которая сама по себе может ухудшить положение газетных киосков. Число складов печатной продукции на территории Франции уже снизилось за счет их износа и объединения с 3000 до менее чем 200 (190 в начале 2005) - система исчерпала себя. Не так много нужно изменить, чтобы создать фонды для оплаты дополнительных комиссионных распространителям.
Новые правила
Представители государственных кооперативов распространителей печатной продукции в последнем квартале 2004 провели ряд переговоров с издателями, в результате чего был создан приемлемый документ, основывающийся на трех основных правилах, которые должны позволить оживить рынок распространения и увеличить продажи прессы:
- Распространители могут самостоятельно определять максимальное количество экземпляров на точку, если они посчитают предлагаемое увеличение тиража неоправданным. Впервые распространитель получил право предотвратить чрезмерный выпуск. «Если издатель обычно выпускает на рынок 60 000 копий, а затем увеличивает тираж до 100 000, распространитель может отказаться от лишних экземпляров», - говорит Брибард. «Конечно, это не касается специальных выпусков, только обычных тиражей». Эта мера создана для защиты розничных продавцов и заключается в установлении соответствия между поставками и местным спросом.
- Издания, которые не распроданы через определенное время, можно убирать с полок. Срок зависит от периодичности издания, которая позволяет определить, когда продажи приблизились к нулю. «Это революционное изменение для распространителей» - продолжает Брибард, - «если, например, еженедельник не продается в течение шести периодов, ему могут вообще отказать в распространении, если это ежемесячное издание, допускается только четыре». Это позволяет мелким региональным распространителям экономить место на складах и лучше контролировать запасы товаров.
- Каждая торговая точка может заявить о предполагаемых возвратах заранее. Издания, выходящие раз в два месяц, могут быть объявлены нераспроданными через 45-49 дней вместо 60. За нераспроданные ежеквартальные издания можно получить компенсацию через 75 дней, а не 90. Это позволяет ускорить денежный оборот распространителей и облегчить процедуру складской обработки. А NMPP это позволяет контролировать объем выпускаемых тиражей путем установления количества непроданных экземпляров перед тем, как определить объемы следующего заказа тиража. «Эти правила действуют с 1-го февраля 2005. Некоторые распространители с самого начала очень быстро вернули много экземпляров, но сейчас все, кажется, устроилось. К сентябрю у нас будет достаточно данных, чтобы обработать их и определить существующие тенденции,» - добавил Брибард. «В результате этих изменений мы сейчас оказались в ситуации, когда постоянные жалобы больше не мешают нам двигаться вперед, как было многие годы».
Улучшение системы оплаты
Основным предметом обсуждения в настоящее время является оплата. Национальный союз распространителей печатной продукции (UNDP) провел в этом году конференцию, на которой в центре внимания был вопрос об увеличении комиссионных для распространителей. Результаты и изменения ожидаются, когда на совместных конференциях утвердят правила на следующий год. Стефан Брибард объясняет: «В первую очередь будет принято решение о создании фонда для розничных продавцов, отвечающих определенным требованиям. Это часть плана, утвержденного в 1994 году, который позволил распространителям заработать дополнительно 1-1,5% в зависимости от объемов продаж, часов работы, ассортимента изданий в точке продаж и т.д. В результате уже сегодня 14 000 из 30 000 розничных продавцов стали получать на 1 000 - 1 500 евро в год больше, что немало».
Поддержка эффективность
Новая программа будет основываться на разных критериях. Она охватит не только Париж, Лион, Марсель, Бордо, где проценты традиционно выше вследствие более высоких цен и более высокой плотности населения, но и всю Францию. В первую очередь она коснется людей, которые в настоящее время получают прибыль благодаря первоначальному плану (почти 50%), и затем уже компьютеризированных торговых объектов и тех, активное развитие которые ожидается в ближайшем будущем. «Очевидно, идея заключается в поощрении компьютеризации», говорит Брибард. «Это позволит более эффективно управлять магазинами, уменьшит объем работы и сэкономит время».
На комиссионные повлияет и число распространяемых изданий. Чем больше ассортимент, тем выше проценты. А продавцам, продемонстрировавшим профессионализм в продаже печатных изданий, будет выплачена премия. «Склады будут собирать данные по продажам и предоставлять их регионам, чтобы сообщить союзу, какие торговые объекты работают лучше. Есть надежда, что это покажет пример отстающим: те, кто профессионально и хорошо исполняют свои обязанности, могут больше заработать. Это одинаково поднимет уровень доходов издателей, дистрибуторов и розничных продавцов».
Источник: Magazines News