В рамках семинара участниками Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП) была принята декларация "О рынке подписки на периодические печатные издания в Российской Федерации". Документ призван содействовать дальнейшему развитию российского рынка подписки, установлению взаимовыгодных и цивилизованных отношений между его участниками.
На сегодняшний день вряд ли для кого-то является секретом тот факт, что размер тиража подписных печатных изданий связан не только с уровнем жизни населения и конкуренцией на рынке СМИ. Не менее важна система подписки на периодику с точки зрения удобства для потребителя, а также те принципы и подходы, которые формируют тарифную политику по доставке журналов и газет.
Анализ показывает, что применявшаяся еще недавно система подписки в России морально устарела. В связи с этим назрела потребность внедрения новых форм, соответствующих мировым стандартам. Одним из таких нововведений могут стать современные результативные маркетинговые инструменты, ведущие к росту подписных тиражей. Очевидна необходимость внедрять прогрессивные формы приема подписки с использованием возможностей электронных коммуникаций и новых форм ее приема и оплаты. Благо возможностей для этого предостаточно. Пока же практика оформления подписки в основном состоит в заполнении бланка на почте с одновременной оплатой. Наиболее продвинутые в этом плане издательства практикуют подписку по телефону, в то время как современные средства позволяют до минимума сократить потери времени. Например, оформить подписку через банк с включением банковского процента в цену подписки, по кредитной карточке, специальной карточке типа телефонной, купону, полученному по электронной почте, через интернет-сайты издателя и компании-оператора.
Что касается второго, но не менее важного вопроса тарифной политики, то произошедшие здесь изменения говорят о том, что в этой сфере компромисс между участниками рынка во многом достигнут. Есть понимание того, что дальнейшая работа должна строиться почтовиками и издателями совместно. Принятая на вооружение ФГУП "Почта России" новая тарифная политика,связанная с переходом на прозрачные критерии ценообразования, основана на принципах экономической целесообразности, полностью соотносится с мировой практикой. Заложенные в ней идеи создают предпосылки для проведения на всей территории страны единой ценовой политики в сфере подписки, с дифференциацией в зависимости от географической зоны и в соответствии с зарплатными коэффициентами, устанавливаемые правительством РФ.
Было бы верхом наивности полагать, что изменения в системе доставки, будь то тарифное регулирование или передача непрофильных функций почтового ведомства в руки организаций, благодаря работе которых сектор оказания этой услуги формируется на рыночных началах, происходили бы гладко. Как показала практика, противодействие выстраиванию нормальной работы системы происходило в основном со стороны тех изданий, что в свое время получили максимальные льготы от местных почтовиков. Тогда действия региональных управлений почтовой связи, вошедших в положение, в первую очередь, местных и региональных изданий, находившихся в полосе стагнации, были понятны. По доставке газет почтовики работали на уровне нулевой рентабельности, а порой и себе в убыток, дав издательствам возможность вздохнуть, поправить собственные дела и не свернуть выпуск периодики. Фактически это означало, что УФПС за свой счет дотировали доставку прессы.
Сейчас ситуация диаметрально противоположна. Подписные объемы растут, пусть и не так быстро, как хотелось бы, но, тем не менее, речь уже не идет о сворачивании газетного бизнеса как такового. Тем более когда "Почта России" предлагает абсолютно прозрачную и предсказуемую систему тарифов, что дает возможность четкого планирования на долгосрочную перспективу. В этом смысле тем более удивительна ситуация, при которой ряд издателей по-прежнему предпочитают сохранять каталожные цены выше розничных, что явно противоречит рыночным принципам. Объяснить этот факт можно разве что архаичностью мышления или же непониманием происходящих процессов.
Логика действия "Почты России", как основного звена в цепи доставки периодики до читателя вполне понятна, и процесс избавления от непрофильных функций, а именно отказ от оформления подписки самим ФГУПом, четко укладывается в концепцию развития отрасли. Кроме того, создание конкуренции на рынке распространения печатных изданий не может не отразиться на качестве самой услуги, что, в конечном счете, идет на пользу только потребителю.
Источник: «Новые известия»