- Почему вы заинтересовались новым для себя медийным бизнесом?
- Этот вид бизнеса мне интересен, особенно сейчас, в эпоху все возрастающей роли информации в жизни общества. Я верю, что "Московские новости" смогут стать прибыльным медийным активом, своего рода моим "входным билетом" в этот очень перспективный, с моей точки зрения, рынок.
- Каким вам видится медийный рынок России?
- Еще несколько лет, и российский медийный рынок будет очень похож на западный. Он, несомненно, станет одним из самых прибыльных и престижных. Покупать медиаактивы будут не для того, чтобы "давить" на правительство и президента в интересах какой-то узкой группы лиц, а для того, чтобы зарабатывать на честном информировании общества. Уже сейчас популярные издания зарабатывают миллионы долларов в год на рекламе. Многим стало понятно, что авторитет издания можно конвертировать в стабильный и высокий доход. Поэтому на горизонте я вижу победу новых, честных тенденций и формирование в России полноценного медийного рынка.
- Чем он отличается от западного?
- Пока, я думаю, очень многим. Коррумпированностью, например. Конечно, я не могу утверждать, что все СМИ поразила эта болезнь. Но продажность части изданий я ощутил, как говорится, "на собственной шкуре" - меня неоднократно пытались дискредитировать с помощью СМИ мои конкуренты. Часто мне даже удавалось выяснить, кто именно заказывал ту или иную публикацию и сколько этот человек за нее заплатил. Я уже не говорю о том, что такой способ решения деловых споров в цивилизованном обществе неприемлем, это - второй вопрос, но позиция СМИ, продающих себя "в розницу и на вынос", мне непонятна и неприятна. Еще одна особенность нашего рынка СМИ: порой излишнее вмешательство государства в дела медиасообщества. Хотя, собственно, само это вмешательство, с моей точки зрения, стало вынужденной мерой - крупнейшие СМИ в середине девяностых годов превратились в инструменты влияния олигархов на власть и в итоге работали против интересов общества. Меня тут сильно критиковали в прессе за то, что я сказал, что не хочу, чтобы "МН" стали влиятельной газетой. Так вот: я не хочу, чтобы она была "влиятельной" именно в этом смысле, я не хочу, чтобы газета была инструментом влияния. Чьим бы то ни было. Я хочу, чтобы она была именно "средством массовой информации". Только в таком виде "МН" будут полноценным, прибыльным бизнесом и резко повысят свой авторитет среди читателей.
Еще раз повторяю главное: для меня газета - полноценный бизнес-проект, в котором я намерен добиться того, чего я добивался в любых своих бизнес-начинаниях, - максимальной эффективности.
- Почему вы выбрали "Московские новости" - газету, приоритетом которой традиционно были идеологические, а не коммерческие ценности?
- Мне всегда нравилась эта газета, кроме того, это готовый, известный во всем мире медиабрэнд. С таким брэндом удобно работать, он предоставляет владельцу и коллективу издания массу дополнительных возможностей. Кроме соображений коммерческих, мной руководило и стремление возродить былую славу "МН", не дать им превратиться в рупор какой-либо политической силы. Я верю, что возможности "Московских новостей" гораздо шире. Обидно, когда в свой 75-летний юбилей одно из лучших в прошлом периодических изданий переживает тяжелые времена. Я помню, когда "МН" читала вся страна, и хочу вернуть ей статус общенациональной газеты.
- Вас не смущает подозрение в том, что вы исполняете волю Кремля, зачищающего поле демократической прессы накануне президентской кампании?
- Когда я трачу свои деньги на какой-то новый бизнес-актив, я рассчитываю прежде всего на возврат и умножение своих инвестиций. Кремль мне в этом никак не поможет. Если говорить о моей личной позиции, то я против любых истерик - пусть даже самых демократических. Бизнес всегда стремится к конструктиву, а не разрушению. Я за газету, которая помогает (в том числе и правительству, и президенту) понять тенденции политической жизни страны, за СМИ, которые способствуют достижению взаимопонимания, а не обострению взаимного недоверия разных слоев общества. Только в этом смысле "МН" будут "проправительственной" газетой. Я категорически против любого вмешательства государства в жизнь СМИ, но СМИ и власть должны научиться слышать и понимать друг друга, вместе работать на интересы общества. Возьмите лучшие образцы американских СМИ - разве газеты, обладающие несомненным, непререкаемым авторитетом в американском обществе, зовут кого-нибудь "к топору"? Взвешенность каждого слова, ответственность за каждое слово перед читателем, обоснованная критика власти - такая позиция мне близка. Такова, повторюсь, моя личная позиция, в формировании же позиции газеты главную роль будет играть точка зрения творческого коллектива и главного редактора. Я не собираюсь вмешиваться в творческий процесс и, пользуясь положением собственника, навязывать журналистам какие-то свои мнения.
- Согласны ли вы с тем, что работа журналиста - говорить в первую очередь о недостатках и добиваться реакции людей, которые эти недостатки обязаны исправлять?
- Безусловно. Это вторая важнейшая общественная функция СМИ после информационной.
- Каковы ваши планы относительно путей развития "Московских новостей"?
- Прежде всего я намерен сделать газету интереснее, шире по тематике, привлечь к ней гораздо больше читателей, чем у нее сейчас. Крайне важным считаю увеличить долю материалов о бизнесе и вообще значительно усилить экономический блок. Времена меняются, и экономика постепенно начинает играть в жизни страны едва ли не большую роль, чем политика.
Главные задачи - быть авторитетным, популярным СМИ, найти свою рыночную нишу, добиться увеличения тиража, обеспечить стабильный приток рекламы.
И еще - когда-то "Московские новости" выходили на многих языках мира и имели тысячи подписчиков на Западе и Востоке. Я считаю, что если мы будем упорно этого добиваться, то со временем сможем восстановить международную славу брэнда "МН".
Источник: "Московские новости"