Мартынов Д.В. отметил, что эта проблема уже обсуждалась на парламентских слушаниях «О законодательном регулировании распространения культурных ценностей и формирования нравственных идеалов в средствах массовой информации» и крупных профессиональных мероприятиях отрасли печати - выставках: «Издательский бизнес – 2005» и «Полиграфсервис – 2005», Международной книжной ярмарке, международном семинаре АРПП «Рынок печатных СМИ – 2006» и других, состоявшихся в сентябре-октябре 2005 года. Участники указанных мероприятий с тревогой констатировали, что государственная политика, направленная на обеспечение конституционного права граждан на получение информации и поддержку чтения, имеет ряд недостатков.
В частности Президент АРПП отметил трудности, связанные с усилением недобросовестной конкуренции на рынке печатных СМИ. Он также указал на парадоксальное положение издателей и распространителей качественной прессы и книжной продукции в Российской Федерации, которое, с точки зрения налогообложения, ничем не отличается от положения производителей алкоголя, рекламной и эротической печати.
Решение этих проблем Мартынов Д.В. видит в частности в целенаправленной государственной поддержке института подписки на периодическую печать и книжную продукцию населения. Без нее, пишет Президент АРПП, невозможно реализовать конституционное право граждан Российской Федерации на доступность средств массовой информации во всём их многообразии.
В связи с этим в письме упомянут прошедший в октябре 2005 международный семинар Ассоциации распространителей печатной продукции, участники которого особо подчеркивали высокую социальную роль подписки и предлагали осуществить комплекс мер по снижению конечных подписных цен, в том числе за счёт применения льготного налогообложения.
Реальность, сообщает Мартынов Д.В., пока иная: налогообложение периодической печати (кроме изданий рекламного и эротического характера) ныне осуществляется по пониженной 10-процентной ставке НДС только в отношении работ (услуг) по розничной продаже периодических печатных изданий. Реализация тех же изданий по подписке указанным налогом уже облагается в полном объёме. Ведь именно по подписке ныне преимущественно реализуется так называемая социально значимая периодическая печать: научная, литературно-художественная, для инвалидов, ветеранов, детей и молодёжи, региональные и муниципальные газеты, значительные объёмы общефедеральной ежедневной прессы, а также малотиражные издания, которым места в розничных сетях распространения по экономическим причинам обычно не находится.
По действующему законодательству, пишет Президент АРПП, распространение периодических печатных изданий по подписке в число универсальны почтовых услуг в РФ не входит и осуществляется на коммерческой основе. Однако значительная часть граждан страны, прежде всего проживающих в провинции, не в состоянии приобретать прессу по подписке в силу низкой покупательной способности. Как следствие, институт подписки на периодическую печать и книжную продукцию в Российской Федерации стагнирует. В письме содержится предложение принять Федеральную целевую программу развития подписки на периодическую печать в Российской Федерации как социального института, обеспечивающего реализацию конституционного права её граждан на свободу слова и доступность любых печатных средств массовой информации на всей территории страны. Программа, по мнению Президента АРПП, должна содержать положение, согласно которому налогообложение работ (услуг) по розничной реализации и распространению печатной продукции (кроме изданий рекламного и эротического характера) осуществляется по одинаковым льготным ставкам налога на добавленную стоимость.
Помимо этого Мартынов Д.В. считает целесообразным, чтобы с 2007 года на федеральном уровне, по примеру ведущих европейских стран, вернуться к практике создания для прессы и книжной продукции Российской Федерации образовательного, научного и культурного характера оптимального льготного режима налогообложения, имеющего целью сделать эти издания максимально доступными для населения.
Пресс-служба АРПП