Кто заставит государство обратить внимание на проблемы качественных детских СМИ

С чего начинается Родина - с картинки в твоем букваре", - утверждалось в хорошей советской песне. И действительно, вряд ли есть что-нибудь более важное с точки зрения формирования сознания, чем первая иллюстрация и первый текст, над которым впервые задумывается юный читатель. Но давно ли вы держали в руках качественное издание для детей, пропагандирующее высокие моральные и нравственные принципы, воспитывающее подрастающее поколение в духе уважения к своей стране? А такие издания на нашем медиарынке есть! Как помочь им выжить в условиях массовой коммерциализации?

Кто такая эта Барби?

Девочка 5-7 лет, дергающая маму за руку у киоска с печатным изобилием, скорее всего, выпросит журнал "Барби" или "Принцесса". Красивые наряды и яркие картинки, выполненные на высоком полиграфическом уровне, несомненно, привлекают. Но одновременно они выстраивают в сознании ребенка определенную шкалу этических ценностей. Девочка запоминает, что у женщины (а кукла Барби олицетворяет именно взрослую женщину) должны быть машина, большой дом, бойфренд, маленькая собачка и много красивой одежды.

Ничего плохого в этом "наборе счастья" нет. Но кто эта Барби? Врач? Учительница? Космонавт? Вопрос, откуда берутся деньги на красивую жизнь, остается открытым. Для девочки постарше приготовлены трогательные повести о том, как Барби "тусуется" в обществе своего целлулоидного бойфренда и других таких же длинноногих продуктов нефтеперегонки. Они с удовольствием тратят деньги и время, причем не кончается ни то, ни другое.

Для нужд подростков истории из жизни пластмассовых манекенов заменяются хрониками тяжелых светских будней ныне живущих телесных, во всем их разнообразии - от Бритни Спирс до Ксении Собчак.

Вот она на пляже в одном бикини, а вот на съемках в другом, она в одной машине, она в другой, она с ним, она с другим, она на светском рауте, в клубе, она на пятом этаже своего домика в Майами, озабоченная чем угодно, лишь бы не судьбами родины, неизменно мечтает о женском счастье.

Процесс вытеснения из сознания подрастающего поколения высоких этических и нравственных ориентиров в духе российских культурных традиций с каждым годом набирает обороты. Представители многочисленных иностранных издательских домов хлынули на наш рынок с улюлюканьем и криками "вау!" пестрой рекой хорошей полиграфии, манящих картинок, прославляющих собственные ценности. Они смогли свой образ жизни сделать занимательным, подать его так, что дети во всем мире играют в Барби, в Человека-паука и Бэтмена, а не в Мурзилку. Как результат - один тираж издательского дома "Эгмонт" превышает тиражи всех вместе взятых отечественных изданий. При перелистывании большинства массовых изданий для детей и тинейджеров складывается впечатление, что живем мы не в России, а где-то на "родной Бэтменовщине", да и говорим уже не совсем по-русски. Нашим языком стал дикий гибрид Брайтона и хутора Большие Пупки. Как же напомнить российским людям, в какой стране они родились и иногда живут? Кто заставит их обратить внимание на недетские проблемы детской прессы и качественной отечественной прессы вообще?

Возьмемся за руки, друзья!

Организация единственной в мире ежегодной выставки "ПРЕССА", беспрецедентная акция вручения Знаков отличия выставки "ПРЕССА" "Золотой фонд прессы" издателям качественной российской прессы, формирование специальной детской экспозиции "Страна детства", Конгресс в поддержку Чтения, многочисленные круглые столы, семинары, консультации - вот далеко не полный список воплощенных проектов, программ, акций и мероприятий, призванных обратить внимание чиновников от культуры на необходимость государственной поддержки качественных социально ориентированных изданий! Трудно поверить, что всю эту титаническую работу возглавляет одна женщина! Ольга Никулина - президент Союза издателей и распространителей печатной продукции, председатель Исполкома выставки "ПРЕССА", одна из немногих людей российского бизнеса, всерьез озабоченных современным положением, сложившимся на медийном рынке. Именно она вместе с коллективом единомышленников много лет и небезуспешно пытается если не остановить на скаку, то развернуть в сторону качественной отечественной прессы взмыленного медийного коня, который, почувствовав себя мустангом, уже и ржет-то с заморским акцентом! Она буквально сражается за поддержку качественных изданий, за предоставление разумных налоговых льгот, улучшение условий распространения и представления их широкой аудитории, организует их сообщество, добивается внимания к ним и бизнеса, и госструктур.

"Человека делает человеком его способность сопротивляться окружающей среде" - мнение писателя Горького. А по свидетельству социологов, одной из основных мотиваций чтения сегодня называют уход от действительности - отдых за детективом или бульварным романом человеку представляется гораздо важнее. Эротическая пресса и кроссворды продаются намного лучше, а выбор детей всегда будет сделан в пользу раскрученных брендов, того, что они видят каждый день на телеэкранах. В детской прессе - это "Барби", "Принцесса", комиксы. Читать качественную прессу - это очень трудная привычка, потому что она заставляет человека мыслить, думать.

Это воспитывается с малых лет.

"Наш девиз - "Сохраним духовность России!", и именно на это мы должны ориентироваться. Если журналисту не все равно, в каком обществе будет расти и жить наш ребенок, он должен рассказать своему читателю, что есть и другие ценности", - считает Ольга Никулина.

"Редакторы знают только "мне нравится или мне не нравится", забывая о том, что и вкус можно и должно развивать" - а это уже Владимир Владимирович Маяковский. Правильные мысли и благородные идеи не устаревают, только следовать им под силу не каждому! Для того чтобы успешно продвигать подобные начинания и не быть при этом "страшно далекими от народа", необходимо на этот самый народ опираться, найти общественные силы, заинтересованные в формировании в нашей стране неравнодушного, социально ориентированного поколения. И такие силы у нас есть!

Отечественной прессе - БЫТЬ!

Для любого человека, нашедшего 10 отличий между библиотекой и дискотекой, очевидно, что библиотеки - почти единственные культурообразующие островки в массовом море коммерции. Идея привлечения профессионалов и специалистов библиотечного дела, как никто разбирающихся в качестве детской литературы, к ее оценке, казалось бы, лежала на поверхности. Библиотеки - не просто собрание книг. Тишина, приглушенность веков, обстановка, располагающая к неторопливому общению с лучшими и самыми яркими представителями рода человеческого - от Сократа до самиздата, от Ленина до Леннона. Библиотеки - это прежде всего люди, сохраняющие и берегущие культурный фонд общества, болеющие душой за будущее страны, ее "ум, честь и совесть"! Такие, например, как Владимир Зайцев, президент Российской библиотечной ассоциации, директор Российской национальной библиотеки, и Виктор Федоров, генеральный директор Российской государственной библиотеки.

Под патронатом Российской библиотечной ассоциации и ведущих экспертов в области библиотечного дела впервые сформирован Общественный экспертный совет и впервые пройдет церемония вручения Знаков отличия выставки "ПРЕССА-2006" "Золотой фонд прессы", призванных отметить качественную прессу России. Владимир Николаевич Зайцев и Виктор Василевич Федоров возглавили Общественный экспертный совет. Беспрецедентная акция вручения Знаков отличия качественной прессе России пройдет в последний день выставки "ПРЕССА-2006", 26 ноября этого года, на Конгрессе в поддержку Чтения. P.S.

Да, российская земля может рождать собственных ньютонов, но для этого со страниц печатного издания жизненно необходимо рассказать будущему гению не только о знаменитом ученом, но и о том, что яблоко не экзотический африканский фрукт, а регулярно падает на голову и в средней полосе России, березки растут не только в Канаде, Волга впадает не только в Мерседес, Великую Отечественную войну выиграл не рядовой Райан, а мы живем в Великой стране, у которой ЕСТЬ БУДУЩЕЕ!

Источник: «Вечерняя Москва»