"Psychologies magazine" был основан во Франции 35 лет назад, а в 1997 году его новым владельцем и руководителем стал Жан-Луи Серван-Шрейбер (Jean-Louis Servan Schreiber). И именно с этого момента начался коммерческий взлет проекта. Объем издания вырос на 250%, тиражи увеличились с 85 до 360,5 тысячи экземпляров, количество читателей превысило 2 миллиона человек. И это на фоне общего кризиса печатных изданий во Франции. Веб-сайт издания ежедневно посещают 15 тысяч человек.
Причины столь выразительного успеха сам г-н Серван-Шрейбер связывает с уникальностью своего проекта. По его словам, Psychologies (в русской версии «Психология», хотя буквально название переводится как «психологии» - во множественном числе) говорит о том, о чем предпочитают молчать остальные глянцевые журналы. Идея, которую несет издание, двояка: с одной стороны, это познание самого себя, с другой – гармоничное развитие личности. Psychologies – журнал об отношении человека к себе, к другим, к своему телу, журнал о духовной жизни человека и жизни общества. Кредо издания – «найти себя и жить лучше».
В России первый номер "Psychologies magazine" появится в ноябре. Однако пока он будет представлен не самостоятельно, а в качестве вкладки в "Elle", "Мари Клэр", "Parents - Счастливые родители", которые также выпускаются Издательским домом Hachette Filipacchi Shkulev. Тираж пилотной версии составит 550 тысяч экземпляров, а затем издатели планируют выйти на цифру в 120-130 тысяч. Цена одного номера "Psychologies", который начнет полноценно выходить с января 2006 года, ожидается в районе 75 рублей за номер. Планируемые инвестиции в этот проект Издательского дома Hachette Filipacchi Shkulev – около $5 млн. Как рассказал президент Издательского дома Виктор Шкулев, через 1,5-2 года журнал станет прибыльным.
Французы надеются, что "Psychologies" будет исключительно привлекателен для широкого круга российской интеллектуальной аудитории. Подобные ожидания основываются на том, что, как рассказала Юна Козырева, в России за последнее время резко поменялись индивидуальные приоритеты граждан. Опираясь на результаты опроса, проведенного «Левада-Центром», она отметила, что если в 2001 году абсолютное большинство, отвечавших на вопрос: «Что важнее: интересы всего народа России, страны в целом – или интересы каждого отдельного человека?», отдало предпочтение интересам страны в целом (58%), и немногим более одной трети (37%) – интересам каждого отдельного человека, то теперь картина радикально изменилась. В 2005 году, отвечая на тот же самый вопрос, 52% граждан России предпочли личные интересы. Таким образом, делает вывод Юна Козырева, момент появления на российский прилавках журнала "Psychologies" выбран не случайно.
Команда российской версии французского журнала не раз подчеркивала, что целевая аудитория издания – люди, либо вовсе не читающие «глянец», либо делающие это крайне редко. Ставка делается на интеллектуальную публику. Не понятно только, как будут удовлетворены запросы поистине интеллектуальных читателей, если авторы "Psychologies" – не профессиональные психологии, а журналисты, лишь увлекающиеся психологией. Юна Козырева с гордостью заявила, что в штате редакции два (!) человека с психологическим образованием. Правда, компенсировать недостаток собственных кадров планируется за счет приглашенных экспертов.
Стоит сказать, что в нашей стране уже имеются, условно говоря, популярные издания по психологии, выходящие именно в журнальном формате. Например, журнал «Популярная психология». Это издание трудно упрекнуть в «женскости», о чем вполне можно говорить, в свою очередь, применительно к "Psychologies".
Проблема отечественного рынка печатных изданий в том, что начать «раскручивать» проект на западные деньги гораздо легче, чем на российские. Об этом уже много писалось и говорилось. Последний пример на эту тему – инициатива, с которой выступил в августе в Госдуме член Общественной палаты РФ, главный редактор журнала «Эксперт» Валерий Фадеев. Он предложил отменить НДС для российских компаний, выпускающих газеты и журналы, и сохранить НДС для западных фирм, работающих на рынке печатных СМИ. Напомним, с 1 января 2005 г. печатные СМИ платят НДС по ставке 18%. Стоит также напомнить, что инициатива Фадеева была встречена крайне отрицательно как представителями властей, так и самими СМИ.
По его мнению, наиболее сильно «экспансия Запада» ощущается на рынке глянцевых журналов. Если же мы хотим развивать в России свободу слова, считает главный редактор «Эксперта», то нам стоит подумать о протекционистской налоговой политике в отношении отечественных СМИ. «Чем отечественные медиа хуже отечественных производителей колбасы?», - задал на встрече в МГУ риторический вопрос Фадеев.
И действительно, чем? Конечно, если мы сможем читать действительно профессиональные психологические статьи, пускай и в популярном изложении, а не «глянцевый» суррогат, то все от этого только выиграют.
Источник: Blotter.RU