Неизвестные «Известия». После смены главного редактора газете придется увидеть Россию в новом свете

В "Известиях" сменился главный редактор, второй раз за два года. Вместо Владимира Бородина назначен Владимир Мамонтов - шеф-редактор "Комсомольской правды".

Смена главного редактора ожидалась в "Известиях" с тех самых пор, как в июне издание было за 25 миллионов долларов куплено у холдинга "Проф-Медиа". И все-таки, кадровые перестановки в газете застали наблюдателей и экспертов рынка врасплох. За последние пять месяцев генеральный директор "Газпром-медиа" Николай Сенкевич неоднократно заявлял, что холдинг не собирается искать замену Бородину.  

За последний год в "Известиях" произошли значительные изменения, которые вывели газету, как продукт, на качественно новый уровень. Направление, в котором движутся "Известия" нам кажется абсолютно верным и мы будем активно содействовать дальнейшему развитию газеты", - заявил Сенкевич в июне. В сентябре, когда в газете сменился генеральный директор, глава "Газпром-медиа" еще раз напомнил, что собственники очень довольны Бородиным и искать ему замену не собираются: "Раньше я уже неоднократно говорил по этому поводу: главным редактором "Известий" остается Владимир Бородин, и свою точку зрения я не поменял".

Не удивительно, что после таких заявлений нынешняя отставка стала для Бородина полной неожиданностью. По словам бывшего главного редактора, об увольнении ему сообщили в понедельник в три часа дня. Бородину было предложено стать первым заместителем главного редактора "Известий", но он от предложения отказался.

Любопытно, что теперь бывший гендиректор НТВ настаивает на том, что решение о смене главного редактора было принято не вчера, а назревало по мере того, как собственники погружались в дела газеты. Комментируя кадровые перестановки, Сенкевич дал понять, что газета идет не тем путем и находится в сложном состоянии - тиражи падают, сложная ситуация с региональными выпусками. "По мнению акционеров, газете не хватает направляющей руки", - заявил менеджер в интервью "Коммерсанту".

По словам Сенкевича, "к Мамонтову присматривались долго", главным аргументом в его пользу стало то, что "он сделал из "Комсомолки" один из самых успешных проектов". Теперь в "Газпром-медиа" хотят, чтобы то же самое Мамонтов проделал с "Известиями". А гендиректор газеты Петр Годлевский настаивает на том, что Мамонтов был назначен на вакантную должность, потому что "работал в том же холдинге, которому ранее принадлежали "Известия" ("Проф-Медиа". - Ред.), и должен быть "знаком с ситуацией внутри газеты не понаслышке".

Мамонтов поспешил заверить, что владельцы газеты не ошиблись с выбором. Он заявил , что "задачи по укреплению позиций газеты в обществе, которые поставлены перед ним акционерами, ему хорошо знакомы и вполне реализуемы". "Впереди нас ждет крайне непростая и напряженная работа, в успехе которой я абсолютно уверен", - сказал Мамонтов.

Однако наблюдатели и участники рынка уверены, что смена главного редактора объясняется не экономическими, а политическими причинами. Эксперты считают, что Кремль не простил Бородину независимой редакционной политики. Кстати сказать, сам Бородин не скрывает, что пропускал в печать острые материалы. "Но политической ли была моя отставка, пусть комментируют политики и политологи", - говорит Бородин. По его словам, он уже получил несколько предложений, однако пока не готов назвать свое новое место работы.

По мнению Рафа Шакирова - предшественника Бородина на посту главного редактора "Известий", перестановки в газете были сделаны по просьбе президентской администрации. Кремлю якобы очень не понравилось, как газета освещала День народного единства. В номере за 7 ноября "Известия" позволили себе подробно рассказать об праздничной акции националистов, которые 4 ноября прошли маршем по центру Москвы. Для сравнения, федеральные каналы предпочли не заметить 5-тысячную демонстрацию. По информации "Коммерсанта", из Кремля пришел запрет на освещение этой темы. "Когда все воспевали происходящее в одну дуду, "Известия" вдруг изложили другую позицию - не может "главная газета" страны себе позволять это", - говорит Шакиров.

Версия Шакирова объясняет, почему возрождать издание было поручено человеку с очень неоднозначной репутацией. "Честно говоря, по поводу замены Владимира Бородина на Владимира Мамонтова еще 200 лет назад сказал Грибоедов в "Горе от ума" - наступает время Молчалиных" - заявил "Интерфаксу" генеральный секретарь Союза журналистов России Игорь Яковенко. Без пиетета к новому редактору "Известий" относятся и журналисты. В Сети про Мамонтова ходят анекдоты. Вот один из них.

Идет "топтушка" (так в "КП" называют "планерки". - Ред.), размышляют над номером.

- Что у нас еще из новостей? Первая полоса не очень пока... Экономика?
Молчание.
- Отдел политики?
- Мы же уже все отдали...
- Иностранный?
Пауза. Потом кто-то из иностранного отдела неуверенно говорит:
- Ну вот, в Парагвае увеличили квоты на вывоз какой-то живности...
Мамонтов подпрыгивает, взрывая тишину:
- Так что ж мы тут сидим?!!

Источник "Коммерсанта" говорит, что кандидатура Владимира Мамонтова уже дважды рассматривалась на должность главреда "Известий" - и перед назначением Рафа Шакирова, и после его отставки. Однако оба раза она отклонялась. В этот раз, уверен собеседник издания, на кадровых перестановках в издании настоял Кремль.

Впрочем в "Газпром-медиа" отрицают существование политической подоплеки в смене главного редактора и настаивают на том, что редакционная политика "Известий" останется прежней. А новый главный редактор "Известий" уверяет, что не намерен превращать газету в таблоид. "Да, мы хотим, чтобы у газеты была большая аудитория, но это не значит, что она будет переформатирована в массовую газету, и из нее будет делаться таблоид. Задача, которая передо мной стоит - это сохранить "Известия" как историческую, респектабельную и талантливую газету".

Однако этим обещаниям мало кто верит. "Мамонтов - предсказуемый главный редактор,- говорит Виктор Шкулев.- В последние годы он успешно работал в "Комсомолке" - газете, лояльной к властям. Думаю, что это поможет ему успешно работать и в интересах нового владельца, который также обслуживает интересы правящей элиты". По словам Яковенко, "Известия" были "умным собеседником, а сейчас, судя по всему, взят курс на то, чтобы сделать из нее еще один таблоид". Опасения экспертов вполне обоснованы. Законы медийного рынка жестоки - лояльные к власти газеты читают только в том случае, если это "желтые" издания.

Источник:  Lenta.ru