Данный законопроект Владимир Путин обещал депутатам еще в своем весеннем послании наряду с другой важной инициативой – законом «О парламентских расследованиях».
Главный смысл поправки заключается в том, что если в первоначальном виде Общественная палата должна была следить только за органами государственной власти, то теперь сможет и за журналистами тоже
В законе говорится, что Общественная палата, которая, кстати, еще и не сформирована до конца, сможет привлекать граждан, общественные объединения и представителей СМИ к обсуждению ситуации со свободой слова, а после этого вырабатывать какие-то свои рекомендации и заключения по фактам нарушения законодательства. «Палата сможет реально влиять на ситуацию через свои заключения», – убеждал депутатов на заседании Госдумы представлявший законопроект глава комитета палаты по религиозным и общественным объединениям Сергей Попов. Депутат не объяснил, в чем состоит влияние решений Общественной палаты, потому что на самом деле никакой юридической силы ее заключения вроде бы не имеют. Но, согласно тексту, членам Общественной палаты настоятельно советуется направлять их в компетентные органы.
Некоторых депутатов волновало, что полномочий у палаты маловато. «А как закон будет влиять на передачи вроде Малахова (имелись в виду телепроекты ведущего «Первого канала» Андрея Малахова. – «Газета.Ru»), получается, он еще больше будет их защищать. Мы заботимся о свободе слова, а не думаете ли вы, что нужен контроль за нравственностью?» – интересовался депутат из «Единой России» Павел Пожигайло.
«Депутаты тоже имеют право законотворческой инициативы, вы можете внести соответствующий законопроект», – посоветовал народному избраннику представитель президента в Госдуме Александр Косопкин. Он дал понять, что Путин писать еще и про нравственность не собирается.
«А на каком основании палата будет давать заключения на нарушение законодательства, это же не прокуратура и не суд?» – возмущался коммунист Виктор Кузнецов. Его попытался успокоить независимый депутат Сергей Попов: «Это пустой законопроект, создающий видимость добавления полномочий Общественной палате. А что, и без этого закона палата не могла давать рекомендации СМИ? Заключения на нарушения закона может писать любой человек, вопрос в том, какие полномочия у него и какие последствия». Попов был уверен, что никакой опасности новый общественный орган в смысле своих возможностей ни для кого не представляет.
С ним категорически не соглашались коммунисты. Они как раз опасались: депутат от КПРФ Виктор Тюлькин предположил, что члены общественного органа будут следить за нарушениями только со стороны оппозиционных СМИ. «На самом деле палата эта никакая не общественная, она является палатой при президенте, он назначает туда людей», – уверял Тюлькин.
«Никакого контроля за соблюдением свободы слова не будет, а будет усиление диктата, и вы, конечно, проголосуете «за», сидящие здесь 300 человек, нажимающие на кнопки», – обратился коммунист к «Единой России». Он был прав. Через несколько минут 338 кнопок в зале и в самом деле было нажато в пользу президентской инициативы, а против только двадцать одна.
«Сигналов о нарушениях свободы слова очень много, – признался после голосования «Газете.Ru» представитель президента в Госдуме Александр Косопкин, – теперь Общественная палата сможет вызывать людей, разбираться». «У нас издают фашиствующие газеты, да вообще чего только не издают, а происходит это где-нибудь в Рязанской губернии, и люди не знают, к кому обратиться, а теперь ясно к кому», – объяснил Косопкин смысл законопроекта.
Впрочем, обращаться обеспокоенные деятельностью СМИ граждане смогут еще не скоро. Сама Общественная палата, как ожидается, заработает только к концу января: по-прежнему не назначены еще две трети ее членов, кандидатуры которых предлагают федеральные и региональные общественные организации.
Источник: Газета.Ru