О том, что группа "Логос" активизировала переговоры с финской Sanoma, "Бизнесу" рассказали сразу два источника, близкие к акционерам "Логоса". По словам одного из них, на прошлой неделе в Москву приехала группа топ-менеджеров Sanoma, которая приняла участие в очередном раунде переговоров с акционерами "Логоса". "Некоторые предварительные договоренности уже есть, сделка возможна в ближайшее время",- утверждает собеседник "Бизнеса". В случае успеха сделка будет проводиться поэтапно. Сначала Sanoma приобретет 26-30% "Логоса", а затем доля финнов в группе будет доведена до контрольного пакета.
"В перспективе Sanoma хочет докупить пакет до 100%",- заключает источник.
Вице-президент Rautakirja (распространительское подразделение Sanoma) Раймо Курья опроверг данные о готовящейся сделке с "Логосом", назвав эту информацию "рыночными слухами". Председатель совета директоров "Логоса" Дмитрий Мартынов вчера находился за границей и был недоступен для комментариев.
Однако гендиректор Центра дистрибуции прессы Дмитрий Гранкин подтвердил, что "Логос" ведет переговоры с Sanoma, причем уже около года.
Впрочем, о том, что стороны достигли какого-то нового соглашения, Гранкину неизвестно. Ничего о результатах переговоров не знают и другие опрошенные "Бизнесом" участники рынка, хотя все они и признают, что слышат о переговорах между "Логосом" и Sanoma не впервые.
Напомним, что вслед за издательскими активами, проданными в прошлом году немецкому концерну Bauer, "Логос" намерен продавать и активы в области распространения. "Бизнес" писал об этом еще прошлой зимой (см. номер от 9 февраля 2005 года). Тогда в качестве возможного покупателя называли "Базэл", который ранее владел агентством "Роспечать". Один из менеджеров "Логоса" подтвердил "Бизнесу", что одним из претендентов на активы "Логоса" была "Роспечать". Правда, по данным источника "Бизнеса", сейчасу "Базэла" уже не осталось пакета в агентстве, и 100% его акций принадлежит "Видео Интернешнл" (впрочем, как в "Базэле", так и в ВИ эту информацию опровергли). По словам менеджера "Логоса", кроме Sanoma и "Роспечати", переговоры о продаже пакета велись и с Burda. Коммерческий директор ИД Burda Роман Дорошенко отказался от комментариев.
"Впрочем, во всех переговорах шла речь о привлечении стратегического инвестора, и контрольный пакет компания продавать не собиралась",- говорит менеджер "Логоса".
Правда, Bauer изначально тоже купил только блок-пакет издательской структуры "Логоса", а теперь ему принадлежит почти 75%, напоминает менеджер.
Эксперты рынка распространения оценивают "Логос" в $40-50 млн. Бывший гендиректор ИД "Аргументы и факты" (владеет собственной сетью распространения) Сергей Ключенков считает возможную покупку "Логоса" Sanoma логичной. ""Логос" давно ищет покупателя на свои распространительские активы, но никого, кроме Sanoma, ему не найти: на рынке больше нет компаний с большими деньгами, которые "Логос" захочет выручить за свои активы",- рассуждает Ключенков. Александр Оськин, глава Ассоциации распространителей печатной продукции, считает, что если Sanoma решила прийти на российский рынок всерьез, для этого необходима серьезная покупка. "Ходили слухи, что они хотели купить "Роспечать", но у них ничего не получилось. А других активов, которые им подошли бы, на рынке просто нет",- говорит Оськин.
Участники рынка разошлись во мнениях о том, какое влияние возможная сделка окажет на рынок. По словам Оськина, приход западных инвестиций и технологий может пойти на пользу рынку.
"Впрочем, хотелось бы, чтобы они избежали возможных ошибок: если сделка состоится, крупнейшая московская распространительская структура будет аффилирована с одним из крупнейших издательских домов, а это огромная опасность. Надеюсь, Sanoma не будет злоупотреблять этим положением",- насторожен Оськин. Корпоративный директор по распространению ГК "АФС"-"Интермедиагруп" Вячеслав Керов, который сомневается в реальности заключения сделки, вместе с тем считает, что инвестиции Sanoma могут пойти на пользу и самому "Логосу", и рынку в целом. "Если они хотят серьезно развивать распространительский бизнес, предвзятость по отношению к издателям исключена",- говорит Керов.
Оптимистичен Роман Дорошенко. "Надеюсь, они сделают наш рынок прозрачнее. А конкурентных войн, мне кажется, не будет",- говорит он.
Источник: газета "Бизнес"