Вендинг в системе распространения СМИ

Сейчас уже никого не удивишь автоматами, варящими кофе или продающими билеты. Автоматизация торговли, или вендинг, завоевывает все больше позиций. Пока в России не появились сети автоматической торговли, но отдельные компании все-таки делают пробные шаги в этой области. Результаты получаются разные, но неизменно интересные.

Владимир СУНГОРКИН, генеральный директор ИД «Комсомольская правда»: Мы продаем «Комсомолку» через распечатывающие автоматы голландской компании Satellite newspapers по всему миру – в Северной и Южной Америке, Африке, Европе, на Ближнем Востоке. В систему Satellite newspapers входит около 500 печатных киосков-автоматов, расположенных в холлах элитных гостиниц, аэропортах, бизнес-центрах и международных спортивных клубах. Процесс печати «КП» в таких автоматах занимает около двух с половиной минут.

Сама по себе концепция распечатывающих автоматов интересна, но продажи пока очень низкие, продается максимум по две сотни экземпляров «Комсомолки» в день. Причины – дорогая технология, газета покупателю обходится в $2, при этом автомат распечатывает черно-белый вариант издания на одной стороне листа. Номер выходит в два раза толще обычного, получается довольно громоздким, и это не привлекает читателей. Еще один минус в том, что из-за разницы в часовых поясах мы успеваем в эти автоматы заслать только региональный выпуск, который, в отличие от столичного, идет в усеченном виде. Для регионов это не страшно, там к основной части добавляется большой блок местной информации, а вот зарубежный читатель получает газету без локальной составляющей. Это снижает ее конкурентное преимущество.

Если данная технология будет развиваться и станет удобной и дешевой для читателя, то это будет здорово. Но сначала производителям распечатывающих автоматов надо решить много технологических проблем, которые я перечислил. Для них внедрение столь дорогой технологии – очень рискованный бизнес. Для нас же участие в системе Satellite newspapers пока не является бизнесом, скорее, – имиджевым мероприятием. Я доволен, что по результатам предоставленной отчетности «Комсомолка» входит в число лидеров по продажам в этой системе.

Теоретически технологию распечатывающих автоматов можно даже сориентировать на мелких оптовиков, проживающих в небольших населенных пунктах. Они смогут оперативно получать тираж из автомата, как из мини-типографии. Но я не связываю большие надежды с этой системой. Все равно ей будет сложно конкурировать с электронными носителями. Развитие широкополосного Интернета, улучшение разрешающей способности экранов, миниатюризация ноутбуков, возможность передачи все большего объема информации – все это гораздо перспективнее распечатывания на бумагу. С точки зрения удобства простое щелканье «мышью» и мгновенное получение дополнительной информации, конечно же, предпочтительнее любой распечатки, на которую издатель еще и тратит большие деньги. Тем не менее, мы стараемся распространять наши издания по всем возможным каналам, пробуем различные формы продажи, ведь никогда нельзя предугадать, какое из направлений быстрее разовьется и вообще выживет. Поэтому мы всегда будем работать на нескольких площадках и продолжим развивать бумажную версию «КП». Я уверен, что культура бумажного чтения не умрет, даже при самой высокой степени развития телекоммуникаций.

Источник: «Курьер печати» №44/2005