Гражданское общество поработает громоотводом

Госдума на прошлой неделе одобрила поправку к Федеральному закону «Об Общественной палате», согласно которой у этого органа появятся функции некоего контроля над СМИ. Означает ли это, что помимо прямого захвата медийного рынка, выражающегося в огосударствлении телекомпаний и некоторых печатных СМИ, власть предприняла дополнительную попытку передела этого рынка – косвенным способом? На этот вопрос отвечают известные политики.

Дмитрий Рогозин, лидер партии «Родина»

Общественная палата формируется в качестве группы общественной поддержки президента и при этом подается как инструмент гражданского общества. Вот ей и передали функции контроля над СМИ, потому что администрации президента заниматься этим напрямую неудобно. Как я представляю себе этот контроль? Общественная палата будет показывать пальчиком на какое-то СМИ, которое ведет себя неправильно, например, дает слово оппозиционным политикам. Если это будут либералы, то тех, кто предоставит им трибуну, начнут упрекать, что они продались оранжевому Западу, если патриотически настроенные деятели – то, наоборот, в пещерной ксенофобии. Но всякий раз можно будет сослаться на мнение гражданского общества: ведь это не исполнительная власть, грубо говоря, наезжает на журналистов, а представители общественности, собравшиеся в своей палате.

Олег Морозов, первый заместитель председателя Государственной Думы

Если говорить вообще о работе СМИ в Российской Федерации, то здесь я, как человек знакомый с работой телевидения, радио и газет в других государствах, могу смело утверждать, что у нас они не более зависимы от государства и не менее свободны, чем где бы то ни было. А Общественная палата изначально задумывалась, как орган, отделенный от государства. Да, у президента есть право вносить свои кандидатуры. Но он может предложить в состав Общественной палаты только представителей общественных структур или людей общественно значимых. Там нет ни одного чиновника. Решения палаты – чисто рекомендательные. Поэтому, на мой взгляд, вся сумма законодательных норм никоим образом не может быть истолкована как некий дополнительный государственный или чиновничий контроль над деятельностью СМИ.

Борис Немцов, член политсовета СПС

Это просто извращение. Дело в том, что Общественная палата – это орган при президенте России, все ее члены назначены или напрямую самим Путиным, или теми людьми, которых он же и назначил. Президент контролирует все государственные каналы Центрального телевидения. Подчеркиваю: лично контролирует. Ну а теперь Общественная палата, очевидно, должна будет установить контроль над всеми остальными каналами ТВ, особенно региональными. Им уже недостаточно цензуры на центральных каналах, они хотят внедрить ее повсюду, вширь и вглубь. Так в конце концов и до интернета доберутся.

Иван Мельников, зампред партии КПРФ

Конечно, это дает власти дополнительные рычаги контроля над СМИ. Ясно, что Кремль будет сам контролировать всю ситуацию, которая происходит в средствах массовой информации. Но прямой контроль Кремля для общества является слишком большим раздражителем, поэтому власть ищет такие вот косвенные пути. С одной стороны, Общественная палата будет озвучивать политику, а с другой – играть роль громоотвода. Если кому-то не понравятся предложения Общественной палаты, которые будут исходить, по сути, от Кремля, то последует критика в адрес общественности, а не власти. Это форма прикрытия.

Владимир Плигин, председатель комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству

Прежде всего я не совсем согласен с постановкой вопроса. О каком захвате медийного рынка может идти речь? Его невозможно захватить. Что же касается Общественной палаты, то она пока формируется из очень либеральных людей, нет в ней ничего реакционного. Мало того, СМИ могли бы прекрасно взаимодействовать с этим общественным органом, чтобы оказывать противодействие власти тогда, когда это необходимо. Я уверен, что если состав палаты будет дальше формироваться в той же тенденции, в том же духе, никаких ограничений для СМИ они просто не допустят, напротив, будут способствовать тому, чтобы на телевидении высказывалось больше альтернативных точек зрения.

Источник: "Независимая газета"