Газета "Бизнес": Контраргументы и факты

Недавно консолидировавшие 76% издательского дома (ИД) «Аргументы и факты» владельцы Промсвязьбанка Алексей и Дмитрий Ананьевы уже готовы продать свой пакет. Наиболее вероятным покупателем на рынке называют «Газпром-медиа».

Покупателю придется учитывать наличие в структуре акционерного капитала 24-процентного пакета, принадлежащего влиятельному главному редактору еженедельника Николаю Зятькову.

Ананьевы заинтересовались медиа в 2002 году, когда приобрели 56% издательского дома «Аргументы и факты».

В 2003-м они купили контрольный пакет типографии «Медиа-пресса», а также 50% акций газеты «Труд» у «Газпром-медиа» и трудового коллектива. В августе этого года стало известно, что компания «Промсвязькапитал», управляющая непрофильными активами Ананьевых, скупила 50% акций ЗАО «Издательство газеты „Труд”» («Бизнес» писал об этом 10 августа). А в сентябре УК скупила около 27% акций ЗАО «Издательский дом „Аргументы и факты”» у бывших менеджеров газеты. Выкупленный пакет был разделен между «Промсвязькапиталом» и президентом, главным редактором «АиФ» Николаем Зятьковым.

Сейчас, по словам президента УК Павла Хохрякова, 76% ИД «АиФ» принадлежит «Промсвязькапиталу», остальное — Николаю Зятькову. С целью планомерной подготовки бизнеса к продаже мажоритарные акционеры пригласили возглавить ИД нового генерального директора Сергея Ключенкова. Однако, проработав всего два месяца, Ключенков ушел в отставку вместе с собранной им командой.

Бывший генеральный директор не комментирует причин своего ухода из «АиФ», однако на рынке предполагают, что программа реструктуризации бизнеса, предложенная Ключенковым, не нашла понимания у Зятькова, в прошлом также занимавшего пост генерального директора ИД.

Ключенков подтвердил «Бизнесу», что у Ананьевых есть предложения по приобретению их пакета акций. Именно этим обстоятельством он объясняет скупку акций ИД у его сотрудников. «„АиФ” — политический актив, сопоставимый с хорошим дециметровым каналом, так что, учитывая выборы 2008 года, продать их надо в 2006 году, когда можно получить значительную премию, а в 2007-м уже будет поздно»,— говорит Ключенков.

Если будетпредложена интересная цена, «мы рассмотрим предложения» о продаже ИД, говорит президент «Промсвязькапитала» Павел Хохряков. «Мы — инвестиционный фонд и заинтересованы в доходности наших инвестиций.

Тем более что мы стараемся быть от политики как можно дальше, а „АиФ” — политический актив. И чем ближе 2008 год, тем сложнее будет нам находиться в стороне от политики»,— поясняет Хохряков.

Хохряков утверждает, что пока «Промсвязькапитал» не получал предложений о продаже своей доли в «АиФ». Впрочем, сразу два знакомых с планами акционеров компании источника рассказали «Бизнесу», что возможностью приобрести «Аргументы и факты» интересовались «Газпром-медиа» и ОАО РЖД. Хохряков, член правления ОАО РЖД Сергей Михайлов и начальник отдела по связям с общественностью «Газпром-медиа» Дарья Литвинова опровергли эту информацию. Интерес «Газпром-медиа» к «АиФ» подтвердил один из бывших его менеджеров.

Крупнейший российский медиахолдинг «Газпром-медиа» в июне приобрел у ЗАО «Издательский дом „Проф-медиа”» 50,19% акций ОАО «Редакция газеты „Известия”» («Бизнес» писал об этом 2 июня). «„АиФ” — национальный брэнд, один из самых сильных и крупных. Через два года выборы, а у „Газпром-медиа” уже есть „Известия”, ориентированные на менее массовую аудиторию. Так что в возможной сделке есть логика»,— рассуждает гендиректор маркетингового агентства «Медиамарк» Константин Исаков.

При этом следует учитывать, что Зятьков возглавляет «АиФ» уже много лет, и его фигура является ключевой для достижения политического компромисса новых владельцев с властями. «Если возникнет вопрос о продаже и захотят продать без меня — у меня меньше 25%, я не помеха»,— уточняет Зятьков.

Президент Издательского дома Родионова Алексей Волин считает, что 24%, которые принадлежат Николаю Зятькову, не дадут ему возможности воспрепятствовать продаже «АиФ»: «„Промсвязькапитал” волен продать свою собственность кому угодно, а Зятьков может просто проснуться в один прекрасный день с новым хозяином». С ним соглашается гендиректор TNS Gallup AdFact Руслан Тагиев, считающий, что «классический конфликт между руководством и сторонними хозяевами» вряд ли сможет повлиять на продажу. «76% — абсолютный контроль, и заблокировать его Зятьков не в силах.

Авот на цену издания он может повлиять, если будет активно выступать против сделки,— кому нужен скандальный миноритарий»,— поясняет он.

Источник: "Бизнес"