«Наибольшую опасность свободе слова представляют не власти, а кадровый кризис"

«Россия превратились в страну студентов», – считает шеф­редактор объединенной редакции издательского дома «Коммерсантъ» Владислав Бородулин. Люди отвыкли подписываться на газеты, а издателям очень часто не удается добраться до своего конечного читателя.О том, что заставляет так думать шеф­редактора ИД «Коммерсантъ», почему «Московским новостям», «Независимой газете» и «Известиям» не удалось стать прибыльными проектами и каким образом столичной прессе завоевать регионы – Владислав Бородулин рассказал в интервью журналу «Новости СМИ».

ДОСЬЕ

Владислав Бородулин родился в городе Верхний Уфалей Челябинской области в 1968 году. Вырос в Казахстане в городе Aктау. Окончил Московский авиационный институт. Свою карьеру в журналистике и в «Коммерсанте» Бородулин начал в 1992­м, став корреспондентом­стажером в отделе экономической политики. Через пять лет он, успев поработать заместителем главного редактора журнала «Коммерсантъ.Деньги», возглавил этот отдел.

В 1998 году Владислав Бородулин становится главным редактором журнала «Коммерсантъ. Власть».

С сентября 1999 года – главный редактор интернет­издания «Газета.ru», в создании которого он принимал непосредственное участие. Под его руководством «Газета» стала одним из самых популярных ресурсов Рунета.

С июня 2005 года Владислав Бородулин – шеф­редактор объединенной редакции ИД «Коммерсантъ», с сентября 2005 года – главный редактор газеты «Коммерсант».

«ВЫПИЛИВАНИЕ» ВРУЧНУЮ

– Сейчас идея объединенной редакции в связи с укрупнением издательств и медиахолдингов становится все более популярной. Хотелось бы узнать, как выстроена работа объединенной редакции в ИД «Коммерсантъ»?

– Идею объединенной редакции нельзя абсолютизировать. Например, можно смело объединять технологические службы (реклама, верстка, цветоделение, фотослужба и т.д.), которых масса у любых издательств. Все эти службы, включая бухгалтерию, поддаются механическому объединению и оптимизации. Другое дело журналисты. Их уже механически не объединишь. Не удастся выстроить работу объединенной редакции так, что журналист 15 минут работает на газету, а следующие 45 минут – на журнал. Де­факто все равно существует разделение. Один сотрудник больше пишет для газеты, а другой – для журнала. Но можно попытаться реализовать идею не time sharing (разделение времени), а идею разделения тем. В теории эта идея выглядит красиво, а на практике если и получается, то приходится «выпиливать» в ручном режиме. Поскольку совсем темы нельзя поделить (они могут быть одинаково интересны как читателям газеты, так и читателям журнала).

– А как вы выходите из этого положения?

– Возьмем для примера автомобильную тематику. В ИД «Коммерсантъ» действительно удается выстроить тематическую линейку. Газета пишет про автомобили как про предмет, который производится, покупается и продается. Это деловой аспект производства и продажи автомобилей. Журнал «Автопилот» пишет об автомобиле как о предмете, который водят. Например, у машины такой­то мотор, такая подвеска. Приложение к газете «Коммерсант» – Weekend пишет про автомобиль как о выражении социального статуса, как о предмете дизайна. Журнал «Деньги» должен писать про автомобиль как об имуществе: сколько он (автомобиль) стоит, во сколько обходится его обслуживание? Словом, сколько стоит владеть машиной. Таким образом, выстраивается некая цепочка. Вопрос: кто пишет материалы? Это делают несколько журналистов, а не один человек.

– В объединенную редакцию входят все издания ИД «Коммерсантъ»?

– Журнал «Молоток» у нас на особом положении. Мы стараемся «вести» аудиторию не только в смысле социального статуса, но и по возрасту. Журнал «Деньги» – это студенты третьего курса и старше. В какой­то момент читатели «Денег» начинают читать газету «Коммерсант». Затем, став старше, они начинают читать журнал «Власть». А между «Молотком» и другими изданиями «Коммерсанта» не существует этого мостика. Аудитория «Молотка» – от 12 до 16 лет. В 17 бывший читатель «Молотка» поступает в институт и становится случайным читателем. Что касается других изданий, то газета «Коммерсант», журналы «Деньги» и «Власть» тесно интегрированы друг с другом, а вот «Автопилот» – менее.

– Как выстроена иерархия в объединенной редакции?

– «Молоток», как и другие издания, подчинен непосредственно мне, но у него своя редакция (см. схему). У газеты, а также у «Денег», «Власти», «Автопилота» есть некие редакционные подразделения, редакциями их нельзя назвать. Эти подразделения не формализованы. А дальше идет уже объединенная редакция, включая фотослужбу, верстку, артдирекцию и прочее.

– А как выстроено взаимодействие между изданиями? Вы, как шеф­редактор, проводите совещания с главными редакторами?

– До сих пор такого общего органа по управлению всеми изданиями не существовало. В октябре я провел первое заседание – что­то вроде редакционного совета, куда были приглашены все главные редакторы и редакторы отделов. Эти советы будут собираться для обсуждения общередакционных дел, общих проблем, а не вопросов какого­то конкретного издания. На них планируется, к примеру, рассматривать результаты подписной кампании, результаты социологии.

– А текущая деятельность по конкретному номеру?

– Это решается на уровне главных редакторов.

ПОСТЫДНАЯ ВЕЩЬ

– Как Вы оцениваете уровень качественной прессы в России?

– Ситуация не становится лучше. С одной стороны, тиражи газет действительно растут. При этом рост тиражей идет за счет регионов. У газеты «Коммерсант», например, сейчас почти половина тиража распространяется именно в регионах. Соответственно, регионы играют очень важную роль в жизни газет. Это касается не только деловых изданий, но газет общего интереса, желтой прессы. С другой стороны, то, что я увидел, поездив по регионам, не внушает мне оптимизма. Проблем в регионах больше, чем достижений.

– Какую из проблем на региональном рынке Вы считаете ключевой?

– Это распространение. Система распространения у нас архаичная и безумно дорогая. То, что происходит в конечных точках продаж, – это беда. Люди, которые продают там газеты, очень странно относятся к своему бизнесу.

И местные власти, которые регулируют эти процессы, тоже весьма специфическую позицию занимают. В Хабаровске, например, местные власти приняли решение убрать газетные киоски с «красной линии» всех основных улиц. Они, вероятно, руководствовались какими­то архитектурными соображениями. Вопрос: что появилось вместо газетных киосков? Киоски, в которых продают пиво и сигареты. Большего недомыслия представить невозможно.

– Насколько я знаю, газета «Коммерсант» издается в региональных городах небольшими тиражами…

– Мне кажется, что для федеральных газет, для серьезной прессы, тиражи в регионах – это такая постыдная вещь. И у нас, и у конкурентов, я уверен, счет идет не на десятки тысяч экземпляров, а на тысячи, иногда даже сотни экземпляров. И это в городах­миллионниках!

– Вы считаете, что газета «Коммерсант» в регионах может продаваться большими тиражами?

– Мы чувствуем, ощущаем, что должен быть спрос на нашу газету. Не потому, что считаем: «раз в Москве «Коммерсант» читают, то и там должны». Нет. Мы наблюдаем в регионах экономическую активность. Появляются люди, которые не просто живут в регионах, они там богатеют. Поэтому спрос на газету будет расти. Конечно же, мы должны при этом идти навстречу читателю. Если мы будем пытаться продать ему московскую газету, то у нас ничего не получится. Поэтому мы стремимся локализовать продукт по месту печати. У нас 13 региональных центров, где работают 13 редакций. Там в ежедневном режиме печатаются 2­3 местные полосы. Без этого невозможно ничего сделать. Московскую газету в регионах не продашь.

– Какое соотношение местной и федеральной информации Вы считаете оптимальным?

– У нас местные редакции играют две роли. Во­первых, они выполняют функцию корпунктов – собирают информацию и готовят материалы для публикации в федеральном номере. Во­вторых, готовят местные (локальные) материалы. Если посмотреть на газету, скажем, в Екатеринбурге, то я думаю, что доля региональных текстов (и того, и другого рода) составляет порядка 25­30%. Думаю, что 30% региональной информации в выпуске – это оптимальный вариант.

СТРАНА СТУДЕНТОВ

– Этот год, особенно лето, выдался жарким на события на рынке прессы. Среди наиболее громких – продажи «Московских новостей», «Независимой газеты», «Известий», кадровые перестановки в ИД «Коммерсантъ». С чем, по­Вашему, связан всплеск активности?

– Я думаю, это случайность. Конечно, если посмотреть на эту ситуацию с точки зрения политизированной журналистики, то в каждой покупке, в каждой смене главного редактора можно увидеть «руку Кремля». Но если спросить инвестиционных банкиров: число сделок M&A (слияния и поглощения) в медиасекторе было в этом году выше, чем в среднем по другим секторам экономики, или ниже? Я не удивлюсь, если они скажут, что ниже. Российская экономика живет, рост в различных сегментах продолжается несколько лет. Поэтому число сделок M&A в целом выросло.

Не исключение и медиарынок. Но вряд ли деловая активность в медиа (один из параметров которой – количество сделок M&A) выбивается на общем фоне. В этом можно увидеть положительную сторону всей этой истории. Наш медиарынок становится бизнесом.

– Получается, что политический фактор здесь не причем?

– Разумеется, мы не можем полностью отбрасывать политический аспект. Например, покупка «Газпром­Медиа» газеты «Известия». На мой взгляд, здесь не обошлось без политики. Но при этом не стоит забывать, что у «Известий» на балансе прекрасная собственность в центре Москвы. Поэтому здесь можно говорить как о политическом, так и о финансовом факторе.

– Какой же из них ведущий?

– Я, как журналист, считаю, что политический. Не следует забывать о проблеме 2008 года. После покупки телеканала Ren­TV наше телевидение (я говорю об информационном вещании) стало полностью подконтрольно властям. С другой стороны, власти в значительной степени после событий в Беслане утратили контроль над газетами, которые стали гораздо более критично относиться к Кремлю. Что касается продажи «Независимой газеты», то в этом случае ее владелец (Борис Березовский – прим. ред.) просто устал ее финансировать. И его можно понять.

– На рынке газет сейчас наблюдается контраст: с одной стороны, прибыльные деловые газеты («Ведомости», «Коммерсант»), а с другой, – убыточные общественно­политические. Почему «Московским новостям», «Независимой газете», «Известиям» не удалось стать прибыльными проектами?

– «Московские новости» – это отдельная история. Во многом газете не повезло. На ней грузом висела старая аудитория. С другой стороны, эта лояльная аудитория – самое ценное, что есть у газеты. Для того, чтобы сделать этот проект прибыльным, необходимо было сохранить старую аудиторию и одновременно привлечь новую. Этого сделать ее владельцы не смогли. Не получилось. Такое тоже бывает. В истории мировой журналистики, особенно американской, подобных примеров очень много.

– А в чем причина неудач у остальных газет?

– Как страна, как единое информационное поле, мы до сих пор дезинтегрированы. Может быть, «Московские новости» или, скажем, «Независимая газета», газета «Газета» и развивались бы успешно, если бы не было гигантского груза проблем по доставке к конечному читателю. Мы в 90­е годы дезинтегрировались технологически и ментально. Люди отвыкли читать газеты. Мы превратились в страну студентов. Студенты, как известно, довольно тяжелая аудитория.

Студенту невозможно доставить газету из­за его мобильности. Сегодня он живет у родителей, завтра в общежитии, послезавтра у друзей. И Россия сейчас превратились в страну студентов: коммунальное хозяйство разрушено, люди отвыкли подписываться на газеты. О состоянии почтовых ящиков лучше и не вспоминать. К тому же сама подписка в нашей стране – дорогое удовольствие. В итоге издатели очень часто не могут добраться до своего конечного читателя.

Если же говорить не о технологических, а о фундаментальных вещах, то, я считаю, что за последние годы сильно упало качество журналистики. В этом смысле наибольшую опасность свободе слова в стране представляют не власти, а кадровый кризис.

– Чем вызван кадровый кризис?

– На рубеже 80­х и 90­х годов, когда появилась свободная пресса, альтернативная журналистика, в СМИ пришло гигантское количество людей. Они были очарованы тем обстоятельством, что советские журналисты изменили страну. Журналисты были некими творцами истории. Это был сильный стимул для того, чтобы в журналистику пошли лучшие люди. А потом пришло отрезвление. Началось прямое зарабатывание денег: джинса, платные заметки, «черный пиар». Все это не служило стимулом для того, чтобы люди приходили в журналистику с горящими глазами. В итоге уровень журналистики становится с каждым годом все ниже и ниже. И чтобы преодолеть этот кризис, нужно сделать очень многое. В первую очередь, изменить систему образования в стране. Я считаю, что журналистика должна быть не базовым высшим образованием, а дополнительным.

Источник: "Новости СМИ"