«Очень скоро успешных российских изданий может оказаться слишком мало»

В конце октября на слушаниях в Государственной Думе Валерий Фадеев, главный редактор журнала «Эксперт» и член Общественной палаты, поднял довольно острый вопрос, касающийся рынка печатных СМИ. Речь шла о необходимости защиты и поддержки российских издателей со стороны государства. «Новости СМИ» обратились к Валерию Фадееву с просьбой объяснить свою точку зрения на существующую проблему.Валерий ФАДЕЕВ, главный редактор журнала «Эксперт»:

– Мое выступление о необходимости поддержки российских изданий прошло в рамках слушаний в Государственной Думе. Многие были удивлены, почему именно я, главный редактор успешного журнала «Эксперт», поднял этот вопрос. Но динамика рынка такова, что очень скоро успешных российских изданий может оказаться слишком мало.

На протяжении многих лет на наш рынок входит все больше западных издателей с очень мощными проектами. У российских компаний тоже есть успешные проекты, но наши компании обладают гораздо меньшими возможностями. Одной только зарплаты директора крупной западной компании хватит, чтобы запустить в России проект любой мощности, любую газету и любой журнал. Что тогда говорить об инвестиционных возможностях этих компаний? Тенденция такова, что большая часть рынка рано или поздно будет захвачена западными компаниями. Останутся в первую очередь газеты, такие как «Комсомольская правда» и таблоиды. На журнальном рынке ситуация гораздо хуже.

У этой проблемы есть несколько аспектов. Во-­первых, это несправедливо. Если говорить философски, то свободу нельзя рассматривать с точки зрения социал-­дарвинизма – «кто смел, тот и съел» (в России по­-прежнему преобладает такой подход). Это несправедливо и не отвечает принципам свободы. Ведь свобода заключается в том, чтобы граждане страны могли самореализоваться, в том числе и в сфере СМИ.

Во-­вторых, существует экономическая несправедливость: наши медиа находятся в неравных условиях конкуренции с западными издательскими домами. У тех денег много, инвестиционные возможности колоссальны, процентные ставки по кредитам проектов очень низки.

В­-третьих, устройство рынка рекламы: большая часть рекламных брендов тянется в раскрученные западные издания. Поэтому когда на рынке в России появляется какой­-либо известный западный журнальный бренд, он уже имеет некоторое количество рекламных контрактов. Это нормально и естественно, так устроен рынок.

После моего выступления многие стали говорить о том, что надо делать качественный продукт, тогда в издание потянутся и рекламодатели. Да, действительно, качество – это важно. Но при этом у западных брендов есть фора в сборе рекламы, и очень серьезная.

Моя позиция заключается в том, что государство должно предпринять какие-­то усилия, чтобы выровнять эту ситуацию, чтобы в экономическом отношении дать возможность нашим издателям на равных конкурировать с западными.

В этой истории есть важный политический аспект. Если Россия – демократическая страна, то мы должны иметь возможность здесь у себя обсуждать важнейшие проблемы развития России самостоятельно и в наших СМИ.

В качестве одного из вариантов я предложил отменить НДС для российских издателей. Могут быть и другие способы поддержки. Во многих странах государство защищает отечественных издателей. Можно вспомнить канадско-­американскую журнальную войну в конце 90-­х годов. Тогда американские издания начали активную экспансию на канадский рынок, и Канада попыталась защититься, но ей это не удалось.

В конечном счете решающую роль сыграла Всемирная торговая организация (ВТО), куда обратились американцы. ВТО вынудило канадцев снять ограничения, накладываемые на американских издателей. У нас это рассматривают как позитивный пример. На мой взгляд, все совсем наоборот. Правила ВТО – не Святое писание, они были созданы сильными странами для упорядочивания мировой торговли. Естественно, эти правила дают выгоды именно сильным странам. И если даже Канаду, «свою» страну, вынудили отступить, то, что говорить о нас…

Парадокс в том, что мы привыкли к защите рынка от куриных окорочков, подержанных автомобилей, от китайского ширпотреба. Но свою свободу (печать – это свобода, в первую очередь) мы не умеем и не хотим защищать. Это мне кажется диким. На мой взгляд, свобода слова наших граждан и моя, в частности, как главного редактора и издателя, более важная вещь, чем рынок колбасы.

Меры, подобные предложенным мной, не являются дискриминационными для иностранных издателей. Они дадут дополнительные ресурсы российским издателям и не более того. Например, компания «Эксперт» получит дополнительные средства, которые можно будет направить на развитие новых проектов. Пока очевиден перекос в сторону западных издателей. И необходимо принять меры, чтобы устранить этот дисбаланс.

Источник: "Новости СМИ"