Интервью Игоря Шатрова, заместителя генерального директора информационного агентства "Росбалт"

В интервью «Новостям СМИ» Игорь Шатров, заместитель генерального директора информационного агентства "Росбалт", руководитель Московской Дирекции, рассказал о том, почему у ИА «Росбалт», которому в ноябре исполняется 5 лет, давно нет конкурентов, сколько нужно денег для открытия нового информагентства, и почему газеты будут жить вечно.

— В прошлом году Вы стали лауреатом Национальной Премии «Медиа -Менеджер России» в номинации «За активную экспансию информационного агентства в регионы». Как сейчас обстоят дела? Экспансия продолжается?

— Работа более чем активизирована. Так называемая экспансия заключалась в открытии представительских бюро в регионах. Теперь мы начали открывать еще и региональные сайты. Например, в Саратове. У нас там дочерняя структура нашего информагентства — ИА «Росбалт-Поволжье», поскольку мы собираем информацию со всего Приволжского федерального округа. Работает также калининградский сайт. Вышли мы и на страны СНГ. Сегодня активно действуют рижское и киевское бюро «Росбалта», в ближайшее время, думаю, появятся ташкентское и минское бюро.

Кроме того, перспективы развития нашего агентства предполагают выход на другие области. Сейчас при нас работает корпункт петербургского «Пятого канала», силами которого мы делаем сюжеты для петербургского телевидения. Полагаю, что в ближайшее время у «Росбалта» появятся и собственные телевизионные проекты. Можно сказать, что все это еще раз подтверждает нашу давнишнюю идею о создании единого информпространства страны не на основе федеральных новостей.

— Можете объяснить это на примере?

— Во Владивостоке все знают, что происходит в Москве, потому что об этом трезвонят все федеральные каналы. А вот об обычной, не экстремальной жизни того же самого Владивостока мало кому известно. Потому как информационным поводом обычно становятся новости из мира политики, экономики, о природных или техногенных катаклизмах. Но ведь любая страна, любой отдельный город живут своей неповторимой жизнью. Речь идет о включении каналов обратной связи из российских регионов и стран СНГ. Наша цель — добывать в регионах и за рубежом такого рода информацию, которая будет выходить за привычные предложенные рамки. Нужно понимать, что особенность «Росбалта» в том, что мы не идем вслед за новостями, а создаем их самостоятельно. Привлекаем внимание к сферам, на которые никто не обращает внимания, проводим круглые столы, дискуссионные клубы. Как результат — тема живет собственной жизнью, а мы проникаемся чувством исполненного гражданского долга. Очень многие широко обсуждаемые сейчас в российском обществе проблемы когда-то впервые были обозначены как проблемы на мероприятиях «Росбалта». Точно такую же технологию предлагаем и регионам, то есть, экспансия продолжается, только теперь на новом уровне.

— Создание так называемого единого информационного пространства — главная перспектива развития «Росбалта»?

— Речь идет о создании единого информационного пространства в России с дальнейшим выходом на Европу, США, азиатские государства. С этой целью, а также для повышения качества информации, предлагаемой из российских регионов, для лоббирования интересов отрасли мы выступили с идеей создания Ассоциации региональных информагентств России и сейчас ведем необходимую подготовительную работу.

— Чем зарабатывает ваше информагентство?

— Мы зарабатываем на коммерческих мероприятиях с участием представителей бизнес-сообщества. «Росбалт» — информагентство нового типа. Мы не просто предоставляем свою площадку под традиционное мероприятие, мы также не торгуем и новостями, которые создаем, как это делают, и надо сказать, не совсем удачно с точки зрения экономики, многие информационные агентства страны. Мы активно следим за ситуацией в стране и мире, собираем информацию, проводим креативную работу, ищем ньюсмейкеров и специалистов по актуальным темам и затем выходим с предложениями на конкретные персоны. Мероприятия же, касающиеся политической жизни нашего общества, проходят, как правило, на безвозмездной основе. Наша площадка стала популярна и у бизнесменов, потому что у наших клиентов возникло стойкое и совершенно обоснованное ощущение, что, если они придут к нам, то о них услышат. А потому нам заказывают не просто одноразовые мероприятия, а целые проекты. Такая работа стоит денег. И приносит реальный доход.

— Через какое время с начала работы «Росбалту» удалось выйти на уровень прибыльности?

— Могу ответить, опираясь на опыт создания и работы Московской Дирекции, которой сейчас два с половиной года. Думаю, с некоторыми погрешностями это относится и в целом к информагентствам. Через восемь месяцев, если мне не изменяет память, мы работали «в ноль», через 1,5 года — имели доходы. Вероятно, столь неплохие результаты стали возможными еще и потому, что мы использовали опыт, капитал, навыки Главной редакции, которая находится в Санкт-Петербурге. У агентства же в целом, по-моему, бизнес стал рентабельным года через три после создания.

Надо заметить, что сегодня никто не может упрекнуть «Росбалт» в том, что он ангажирован какой-либо политической или экономической структурой. При этом мы еще и некоторый доход имеем.

— Какой из проектов «Росбалта» сегодня является самым прибыльным? Те самые комплексные мероприятия?

— Именно так. Что касается других перспектив, я вижу их в наших телевизионных проектах, которые сейчас находятся в стадии разработки.

— Какова сегодня структура Московской Дирекции «Росбалта»?

— Руководство, то есть, я и мой заместитель, и отделы: журналистское бюро, аналитический, PR-отдел, коммерческий, отдел мониторинга и техническая служба.

— В чем существенное отличие московского «Росбалта» от питерского?

— В Московской Дирекции есть отдельная аналитическая служба.

— Сколько человек в штате московского «Росбалта»?

— Около 20.

— Сколько из них — корреспонденты?

— Шесть человек.

— То есть, основные силы вашего информагентства брошены не на журналистику?

— В Москве — на отделы, которые ведут аналитическую и креативную работу. В Петербурге же — замечательный журналистский коллектив, но и остальные отделы не менее профессиональны.

— Насколько сложно сохранить рентабельность, находясь в одном пространстве с ведущими информагентствами России?

— Важно понимать, что у нас совершенно другая ниша. Когда мы пришли на московский рынок, возникали опасения: увидев нашу технологию те, кто посильнее, ее перехватят и сделают лучше. Оказалось же, что технология не только интересная, но и очень затратная, в первую очередь, эмоционально затратная, — в ней много мелочей, которыми маститые агентства просто не хотят заниматься. Мы работаем крайне скрупулезно, и в этом наша особенность.

— Так что же, у «Росбалта» нет конкурентов?

— Смотря как оценивать конкуренцию. Иногда бывает обидно, что у тебя есть эксклюзивный источник информации, однако когда происходит событие, другое информагентство выпускает новость раньше. Но это, скорее, внутреннее ощущение, это не сказывается на имидже агентства. Наша новостная лента — не совсем новостная в привычном понимании. Это не только информация о событиях, но и множество экспертных комментариев по актуальным поводам. Однако я знаю, кто нас иногда, в личных беседах и на всевозможных тусовках, называет конкурентами…

— Расскажите…

— РБК и «Интерфакс». Возможно, потому, что мы с ними по ряду рейтинговых показателей находимся примерно на одних позициях. ИТАР-ТАСС и РИА «Новости» мы не считаем конкурентами, да и они нас, признаться, не замечают. Могу сказать, что «Росбалт» занимает 4-6 позицию среди всех информагентств страны (по разного рода показателям).

— А первые три?

— ИТАР-ТАСС, РИА «Новости» и «Интерфакс».

— Вам знакома система работы зарубежных информагентств? В чем основное отличие от российской?

— Знаком с информагентствами скандинавских стран, немножко — с британскими. К тому, что происходит на зарубежном медиарынке, мы только стремимся. Не уверен, правда, что зарубежный опыт — «новость ради новости» — пойдет впрок России. По моему мнению, новость должна быть еще и содержательной, а не только фактической.

— Насколько сильно работа ИА «Росбалт» сосредоточена на Интернете?

— Видимая часть нашей работы, ее, так сказать, конечный результат, находится в Глобальной Сети. Невидимая часть «айсберга» — это большая аналитическая работа, которой пользуются заинтересованные структуры, наши заказчики.

— Какова политика вашего ИА в области платной информации, выложенной на сайте? Какая ее часть закрыта для общего пользования?

— На сайте вся информация открыта. У нас существуют подписки, которые включают в себя всю свежую информацию. Это способ получить информацию для тех, кто не хочет или не имеет времени собирать открытую информацию самостоятельно.

— Как Вы оцениваете сегодняшнее противостояние онлайновых и оффлайновых СМИ? Насколько правдивы прогнозы о том, что оффлайн-издания вскоре вовсе потеряют свою рентабельность и привлекательность для потребителя?

— Сразу вспомнил слова легенды Рунета Ивана Засурского, который недавно, выступая на круглом столе, предрекал, что скоро большинство представителей оффлайновых изданий посыпят голову пеплом. Я же считаю, что бумажные газеты и журналы будут востребованы всегда. С появлением кино не умер театр, не умерло кино с появлением телевидения. Я вообще не вижу перспективы какой-то глобальной перемены структуры медийного рынка в обозримом будущем, какого-то серьезного передела его между бумажными, классическими электронными СМИ и интернет-изданиями в пользу Всемирной Паутины. Революции не предвидится, происходит постепенное эволюционное развитие.

— Можно ли утверждать, что рынок информагентств существует как отдельный сегмент медиарынка?

— Безусловно. Ведь я говорил об идее создания Ассоциации региональных информагентств, назвал информагентства отраслью. Больше того, если пытаться оценить его, надо заметить, что, как и на рынке печатных СМИ, радио и ТВ, на рынке информагентств есть незаполненные ниши — недостаточно профессионально созданных и поддерживаемых ресурсов, направленных не на всех, а на отдельные группы потребителей, то есть, специальных ресурсов. Так как Интернет — явление общедоступное, бал в этом вакууме пока правят лично заинтересованные в продвижении темы любители?-самоучки. Но это этап развития, а не трагедия.

— Насколько реально сегодня появление нового конкурентоспособного информагентства? Сколько для этого нужно времени?

— Это вполне возможно. На его создание уйдет не больше года. И хотя я говорил, что, в принципе, рынок ИА заполнен, все-таки есть кого из него выталкивать… Кстати, самый простой сценарий возникновения нового информагентства — это когда часть коллектива уходит со старого места. По моим данным, никаких массовых уходов среди ведущих агентств не предвидится.

— А денег много на запуск потребуется?

— Несколько десятков тысяч долларов будет вполне достаточно. За вполне умеренные деньги региональные журналисты будут готовы работать, а потому подобрать собкоров в регионах — не проблема. Кстати, «Росбалт» мог бы пойти таким же путем, то есть, поступить тривиально и развить собкоровскую сеть во всех субъектах Федерации (сейчас мы охватываем примерно треть российских регионов). Однако мы нашли иную концепцию работы и вполне довольны своим положением на медиарынке России.

Справка:

ШАТРОВ Игорь Владимирович родился в апреле 1968 года в Ленинграде. Закончил факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова. С 1985 года работал в различных городских, районных, областных и федеральных газетах и журналах на корреспондентских и редакторских должностях. В июне 2003 года возглавил вновь созданную Московскую Дирекцию информационного агентства «Росбалт».

Член Союза журналистов России с 1990 года. Лауреат IV Национальной Премии в области медиабизнеса «Медиа-менеджер России — 2004» в номинации «Электронные средства массовой информации. New media» «за активную экспансию информационного агентства в регионы».

Источник: "Новости СМИ"