Общество потребления, конечно, и есть общество потребления, но людям иногда хочется не только покупать, но и узнавать новое. Да и сравнительный поиск информации о товаре становится затруднительным по мере возрастания предложений. Так что теперь начинается развитие узконаправленных поисковых технологий.
Если быть более точным, есть два пути удовлетворения потребности в точной информации. Первый: создавать более "умный" общий поиск, который будет разделять огромное количество сайтов на "покупательские" и "исследовательские". По такому пути несколько месяцев назад пошли в Yahoo!, введя тестовый поиск с "ползунком", который можно двигать между двумя полюсами- "покупка" и "изучение". Второй путь предполагает, что информация бывает самой разной структурно, с разными периодами обновления, разными критериями ценности для пользователя. Раньше всего такой подход к поиску применили к новостям, потому что это лежит на поверхности. Новости появляются с большой частотой, их надо быстро индексировать, сортировать по темам и так далее. В том или ином формате синдикацию, или полноценный поиск по новостям, реализовали почти все интернет-гиганты. Да и самостоятельных проектов появилось довольно много. Они развиваются, предлагают новые возможности для пользователей по персонализации контента, и это хорошо. Но получение новостей - это только одна из потребностей человека в информации. Поиск по товарам - тоже хорошая вещь, но по мере возрастания количества предложений происходит та же история, что и с интернетом в целом: энтропия торжествует, пользователи страдают.
Google запустил недавно в тестовом режиме поиск по предложениям туристических компаний. В интернете теперь огромное количество сайтов турфирм (да и вообще компаний в этом секторе слишком много), сориентироваться среди этого хаоса при помощи простого поиска невозможно. Тематические сайты по туризму частично решают эту проблему, но не до конца: в их базах есть далеко не все предложения. Поиск, по идее, должен давать более полную картину, а как это будет выглядеть в итоге - покажет время. В создании специализированной поисковой системы главный интерес в привлечении рекламодателей: скорее всего отдача от той же контекстной рекламы в результатах подобного поиска будет больше. Так что вполне вероятно, что этот проект Google окажется успешным, а после Google аналогичными специализированными поисковыми технологиями займутся и прочие гиганты. Самостоятельные проекты тоже подтянутся, конечно, хотя и с менее ясными перспективами. Так что же получается: через несколько лет будут разные поисковые сервисы для разных отраслей? Поиск по рынку строительства, по товарам для дома, по компьютерам… Успеха на этом поприще могут добиться и отдельные самостоятельные компании, и гиганты, которые, скорее всего, так или иначе, внедрят подобные сервисы в основной поиск.
В конечном счете все сводится к тому, что энтропию не остановить, и в интернете всегда будут пользоваться спросом сервисы, которые хотя бы на время ее немного тормозят.
Источник: газета "Бизнес"