- Я думаю, что выставки "ПРЕССА" имеют исключительное значение для развития медийного рынка, где сегодня существует очень много проблем. Во-первых, это правовое и экономическое обустройство медийного рынка. Законы, действующие в регионах, достаточно разные, сравнить их очень важно.
Есть одна общая проблема - это моделирование периодики. Мы сегодня имеем очень плохо смоделированные журналы, сфокусированные на какую-то часть аудитории. Если говорить о глянцевых журналах, то успешны только западные издания с переводными текстами. Практически я не могу назвать ни одного удачного глянцевого издания, которое бы учитывало менталитет российского общества, было бы близко к нашим интересам, к нашим взглядам. Их вообще нет.
Так называемые общеполитические издания тоже, как говорится, кто во что горазд. Есть, конечно, удачный опыт, особенно в регионах. Мне кажется очень важным, если на выставках была бы какая-то творческая мастерская по моделированию журналов семейных, отраслевых, общеполитических газет, еженедельников. В целом вроде бы идет разговор о дизайне, а вот о подходах к интересам той или другой части аудитории очень мало. Выставка нужна именно в этом сравнительном контексте - и тем, кто является хозяином издания, и авторам, и читателям. Вот это мог быть бесценный опыт. Нужно, чтобы больше уделили внимания именно этому - каким должен быть журнал или газета, для какой аудитории он издается. Второе направление - это, конечно, общение с читателем. Мы в свое время проводили праздники журналов на ВДНХ. В течение недели, десяти дней каждый журнал устраивал дискуссии, "круглые столы", устные выпуски и все аудитории были забиты, хотя люди приходили самые разные - от солиста Большого театра Мариса Лиепы до рабочих соседнего завода. Прямо на месте разворачивалась активная подписка, хотя тогда вопрос подписки не стоял, тиражи у всех были огромные. Люди стояли в очереди, чтобы подписаться на то или иное издание. На таких мероприятиях решался главный вопрос - что сами потребители хотели бы видеть в журнале или газете.
Выставка "ПРЕССА" заостряет внимание на самых сложных вопросах развития издательского рынка: отношениях между наемными работниками и работодателями, между журналистами и главными редакторами. Этот круг проблем тоже очень важен.
- В этом году выставка проходит под благородным девизом "На службе Читателя - на службе России". Как вы расцениваете своевременность девиза?
- Девиз исключительно точный. Сегодня, как никогда, нужны объединительные идеи. Мы сегодня уже насладились эгоцентризмом, насладились разделением по национальному принципу, по региональному. Все эти разговоры - берите автономии сколько сможете - касались не только республик и областей, но и отдельного человека. Мне кажется, сегодня есть некая "ностальгия" по каким-то общим проблемам, общим принципам, по общей России. Очень важно, чтобы это чувство не только пробудилось, а чтобы оно реализовывалось в жизни общества, воспитывалась не просто любовь к России как совокупности просторов, а как ответственность за будущее страны и детей.
- На открывшейся выставке "ПРЕССА-2006" впервые пройдет акция "Знаки отличия выставки "ПРЕССА" - "Золотой фонд прессы России". Цель - отметить издателей качественной периодической печати. Ваше отношение к необходимости, важности и своевременности этого события?
- Конечно, весь лучший опыт должен отмечаться и оставаться в истории. История в будущем рассудит, но и в наше время самое достойное, что сегодня может быть кем-то повторено или придумано, обязательно должно выделяться. У нас в Союзе журналистов есть две главные награды для журналистов, это наши ордена "За заслуги перед профессиональным сообществом" и "Честь, достоинство, профессионализм". Есть премии, их более трехсот, но главная - это "Золотое перо России". И мы знаем, что идет большая конкуренция в лучшем смысле этого слова, творческое состязание за получение этих наград. А вот премий для издателей до сих пор не было.
Эта премия может поднять статус труда издателей, которые сегодня стоят перед трудным выбором. Некоторые по-прежнему живут по старому принципу: кто платит, тот заказывает музыку, считая такой подход нормальным. На самом деле на медийном рынке существует два вида деятельности: это работа по содержанию продукта, то есть журналистский труд, и собственно издательский бизнес. Я думаю, что в первый "Золотой фонд" войдут те, кто бережет журналистский труд и понимает, что с качественным журналистским трудом связан и тираж, и отношение общества к изданию. Только в этом случае издательский бизнес будет экономически весьма и весьма успешен. И то, что сейчас появляются такие издания, и то, что они будут отмечены на таком уровне, несомненно, привлечет читателя к качественной прессе, вызовет большее доверие читательской аудитории. Как сегодня, например, сертификат Национальной тиражной службы четко отделил всю "джин-су", весь обман от реальных изданий, выполняющих условия Национальной тиражной службы.
- В день закрытия выставки состоится очередной, IV Конгресс в поддержку Чтения "Я люблю читать". Ваше отношение к актуальности этого мероприятия? Нужен ли требовательный читатель современной России?
- России очень нужен читатель! Сегодня трагедия России в том, что читают мало, особенно юное поколение, по сравнению с тем, как было когда-то в самой читающей стране. Этому есть, конечно, свои оправдания: электронные СМИ, компьютеры, но от этого ситуация не выглядит менее драматичной. Как бы мы ни говорили, что у нас все здорово на книжном рынке - такое количество изданий, но тиражи-то мизерные. И самое главное - мы постепенно уходим от того, что составляло духовность нашего общества. Это наша классика, это Достоевский, Чехов, Пушкин и так далее - огромное количество имен, которые были в основе воспитания и образования всего общества. Нужно напомнить, что этим духовным богатством пользуется все цивилизованное человечество. Нет такой страны, где бы ни знали этих фамилий. А мы сегодня лишаем своих детей и внуков этого богатства. Конечно, духовные богатства можно найти и в современной жизни, но без классики невозможно двигаться вперед. Это должно обязательно перекрываться, это должно быть вместе, этого должно быть много и разнообразно. Тогда у человека будет реальный выбор и самое ценное обязательно задержится, а все остальное просеется. Вот поэтому я думаю, что проблема чтения - одна из самых актуальных сегодня.
- Имеется ли, на ваш взгляд, связь между уровнем жизни граждан и качеством потребляемой ими печатной продукции? Как, по-вашему, можно возродить интерес к чтению качественной прессы?
- Я думаю, что вряд ли такая связь есть, это зависит от интеллекта человека. Можно спорить, например, может ли быть нищий высоконравственным или духовноразвитым? Наверно, сложно - слишком много обстоятельств надо преодолеть, чтобы иметь эти качества. Но также нельзя утверждать, что богатый человек использует свои возможности для того, чтобы стать интеллектуалом, чаще он становится снобом. Единственное, в чем мы все сегодня должны быть равны - нищие, безработные, успешные, богатые, - это в том, чтобы иметь возможность приблизиться к ценностям культуры, искусства через книгу.
- Что, с вашей точки зрения, первично для процветания государства - экономические успехи или забота о духовном здоровье общества?
- Я думаю, что важно и то и другое. Но без ощущения, что я - частица великой нации, без ощущения, что я могу, у меня есть права и возможности для этого, невозможно быть счастливым, какие бы ни были экономические успехи.
- Как возродить интерес к чтению качественной прессы?
- Интерес можно возбудить только самой прессой. Когда конкретный журнал или газета повернутся к проблеме простого человека, ее будут читать. У нас сегодня не хватает человека-победителя. У нас есть человек, которого убили, есть человек, который все потерял, есть человек, который погряз в коррупции. Нет только простого человека, который победил обстоятельства, потерял работу, но сумел построить свою жизнь, который преодолел чиновника, коррупцию, болезнь. То есть нам очень нужен человек-победитель. Не Абрамович, продающий государству государственную нефть, и при этом все говорят, какой он замечательный, так дешево продает! Вряд ли эти описания вызовут к нему чувство благодарности у простого человека. А вот когда простой человек из деревни или большого города сумел построить свою жизнь вопреки всему - это не просто заманчивый пример, это еще и история, которой читатель будет сопереживать. Я думаю, качественная пресса должна избрать для себя такие направления, как тема победы простого человека, тема возрождения российского государства, быть неким пространством, где появляются новые проекты, программы, политики. Мы, Россия, переживаем сегодня жуткое время: у нас есть аншлаг артистов на телевидении, над которыми уже хочется плакать, есть политический аншлаг - это тоже определенное количество одних и тех же персонажей, над которыми уже не хочется смеяться. Не появляется в этом аншлаге ни одной свежей идеи, программы, направления развития государства. Если говорить о качественной прессе, то мне нужен такой журнал, такая газета, где бы эти люди появились, где журналисты бы открывали новые лица, ведь такие люди есть и в провинции, и в Москве.
Вот если бы я сейчас был главным редактором, я бы прежде всего сделал бы так, чтобы у меня каждый номер выходил с материалом о победе простого человека, с материалом, представляющим нового героя дня, - это может быть менеджер, политик, учитель, врач. Я бы людей выводил на политическую сцену. Журнал, газета для этого созданы.
Хорошие СМИ - это нация, которая разговаривает сама с собой. Это моя любимая фраза последние годы.
Источник: «Российская газета»