Ввести новые правила оказания услуг ГУП "Почта России" решило еще в мае, тогда предполагалось, что конверт весом более 100 г станет считаться бандеролью, максимальный же вес ее составит не обычные 5 кг, а 2 кг. Бандеролью можно будет отсылать только бумажные вложения (малоценные печатные издания, рукописи, книги и фотографии). Остальное содержимое корреспонденций попало под категорию товарных вложений и должно отправляться посылкой. Однако в мае эти изменения не вступили в силу, произошло это лишь осенью.
Новшества радикально изменили условия бизнеса для компаний, торгующих по каталогам. Топ-менеджер иностранной компании, торгующей по каталогам одеждой, отмечает, что с переходом от бандеролей к посылкам страдает их бизнес: "За отправку мы теперь платим 70 руб. вместо прежних 22-23. При наших средних ценах в 200 руб. за заказ такой тариф делает бизнес нерентабельным".
По данным Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ), оборот рынка дистанционной торговли в 2005 году должен был достигнуть рекордного $1 млрд (в 2002 году он составлял менее $320 млн, в 2003-м - $650 млн, в 2004-м - $750 млн). "Сейчас рынок может замедлить темп роста",- говорит PR-директор PPE Михаил Ятковский. "Выходов немного, наиболее простой - сконцентрироваться на узком сегменте товаров, которые пока разрешено пересылать бандеролями, к примеру на книгах",- говорит топ-менеджер иностранной компании.
При таком развитии рынок может свернуться вдвое: по данным НАДТ, общая доля книг и периодики в каталожной торговле составляет 45%.
"Другой вариант действий - поменять линейку товаров, делая расчет на более крупную сумму заказа или на более дорогиебрэнды",- продолжает собеседник "Бизнеса".- Так зарабатывают косметические компании, стоимость единичного заказа которых может составлять 1 тыс. руб. Для них 70 руб.- соизмеримые затраты". "Ситуация может привести к тому, что компании перестанут отправлять товары большими объемами, торгуя дорогими высокомаржинальными товарами,- соглашается представитель одной из компаний отрасли Константин Черняков.- Оставаться в Москве и распространять все через собственную курьерскую службу также невыгодно, ведь в столице и крупных городах такой вид торговли невостребован".
Почтово-каталожный бизнес таков, что ориентируется в первую очередь на те регионы, где слабые дистрибуционные цепочки и куда товары не доходят, отмечает Ятковский из PPE. Согласно данным НАДТ, основные потребители дистанционной торговли - жители населенных пунктов с населением менее 50 тыс. человек (51%), на Москву и Петербург приходится всего 4% продаж.
"Никто не станет открывать сеть магазинов в деревне, это невыгодно, поэтому снабжать жителей глубинки можем только мы",- говорит Константин Черняков. "Для многих регионов каталоги - единственный способ покупки",-соглашается президент НАДТ Александр Иванов.
"Наши грузы- 70% их оборота"
С 1 октября "Почта России" изменила расценки на пересылку почтовых отправлений. О том, как отразится повышение тарифов на дистанционной торговле, и о том, как будут участники рынка работать в новых условиях, обозревателю "Бизнеса" Марине Носкович рассказал президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов. - Произойдет ли сокращение рынка в связи с изменением тарифов? - Сам рынок вряд ли сократится, а вот часть игроков уйдет: уже прекращают почтовые продажи Avon и швейцарская компания Provea, торгующая нижним бельем. А у них 2 млн бандеролей в год. Раньше, например, у них трусы стоили 100 руб., а отправка- 12,5 руб.
А сейчас получается, что по России переслать товар стоит 2,5 евро, а по Европе - 1,5 евро.
Зачем им это надо? Конечно, белье - не стратегический товар, но 2 млн человек это нужно.
- То есть рынок будет сокращаться прежде всего за счет зарубежных игроков?
- То, что рынок в этом году вырос до $1 млрд, на 90% заслуга иностранцев. Рынок может расти только за счет зарубежных инвестиций. Но теперь они не придут. Например, компания La Redoute провела тестовые исследования рынка, а сейчас отказалась выходить на рынок.
- Насколько вырастут цены из-за роста тарифов?
- Тарифы увеличились на 300-500%. Вообще, мечта "Почты России" - продавать в год одно письмо стоимостью $1 млн. И рост тарифов неизбежно отразится на стоимости товаров. Компании как получали свои деньги, так и будут получать, но теперь уже не с миллиона заказов, а со ста тысяч.
- Что, помимо повышения расценок, будут делать компании, чтобы компенсировать рост тарифов "Почты России"?
- Из-за подорожания сократится объем писем, с помощью которых компании занимаются рекрутингом. Так что сейчас компании больше денег начнут вкладывать в базы данных.
- Какие меры планирует принять отраслевая организация?
- Мы еще не собирались с коллегами по этому поводу, а чтобы обратиться, например, в ФАС, надо выработать коллегиальное решение. Кроме того, мы рассчитываем, что "Почта России" даст какое-то внятное объяснение. Меры, введенные ими, невыгодны и для них, поскольку приведут к сокращению их оборотов. То, что мы отправляем, это почти 70% их оборотов-не так мало. Сейчас нам обещают, что вместо бандеролей введут другой вид почтового отправления. Он будет разработан и внедрен специально для корпоративных клиентов. Но раньше конца следующего года его вряд ли внедрят.
Источник: «Бизнес»