В ходе 2-х дневной работы участники Конгресса заслушали ряд интересных, концептуально важных докладов, познакомились с актуальными презентациями.
Декан факультета журналистики Селезского университета в Катовицах профессор М. Геруля посвятил свой доклад вопросам мотивации покупателей при приобретении печатной продукции и требований читателей к рынку прессы. При анализе данной проблемы, подчеркнул профессор, необходимо учитывать все аспекты жизни современного общества – политические, социальные, культурные, экономические. Выразил беспокойство по поводу того, что значительная часть польского населения отвыкла от чтения прессы. Отметил, что главная причина такого явления неразрывно связана с экономическими и социальными процессами, происходящими в стране. Серьёзной проблемой, тормозящей развитие средств массовой информации, М. Герула назвал усиление конкурентной борьбы, развернувшейся между СМИ и другими секторами бизнеса, специализирующимися на удовлетворении человеческих потребностей.
Директор консалтинговой фирмы К. Имбоден в своём докладе заявил, что сегодня печатные средства массовой информации в Европе переживают наиболее тяжёлый кризис со времён второй мировой войны. В течение последних трёх лет резко сократилось число рекламных материалов, публикуемых в ежедневной прессе, уменьшились тиражи и объёмы газет. Для преодоления этих трудностей необходимо снижать затраты, больше времени тратить на поиск потенциальных читателей, рекламодателей, а также советников и консультантов по вопросам СМИ. К. Имбоден заметил, что издателям печатных СМИ трудно конкурировать с телевидением, радио, Интернетом по части непосредственной связи с конечным потребителем. Вместе с тем издатель может восстановить утраченные позиции на рынке, если предложит издание, которое отвечает запросам читателей. В качестве решения данной проблемы К. Имбоден предложил систему ReaderScan, в основу которой заложен принцип ежедневного изучения издателем пристрастий и склонностей читателя.
Опытом реализации современных методов привлечения потенциальных читателей поделилась директор отдела маркетинга акционерного общества «Рух» А. Завистовска. По словам этого представителя самого крупного польского дистрибутора прессы, применяемые до последнего времени простые способы воздействия на потребителя полностью себя исчерпали. Для завоевания читателя издатели всё больше внимания должны уделять внешнему виду издания, рассматривая его в качестве рыночного продукта. Такие изменения в подходе к газетам и журналам призваны учитывать и распространители. Кроме того, приходится брать во внимание и то, что в Польше на всех фронтах продолжается беспощадная ценовая война, из-за которой распространение прессы становиться нерентабельным.
В числе современных методов привлечения потенциальных покупателей периодики А. Завистовска назвала современный по оформлению и дислокации пункт продажи прессы, проведение активных акций по продвижению изданий на рынок, широкие рекламные кампании, учитывающие пожелания издателей. Важно, подчеркнула А. Завистовска, чтобы каждый клиент смог приобрести необходимый ему товар в конкретном киоске. В этих целях «Рух» развернул по всей стране свою распространительскую сеть, которая насчитывает 12 тысяч пунктов продаж. Таким образом, можно утверждать, что в Польше не осталось «белых пятен», т.е. мест, в которых «Рух» не способен удовлетворить запросы читателей. В результате, в киоски «Рух» ежедневно обращается порядка 9 миллионов поляков.
О влиянии соотношения качество – цена на медиа рынке поделился своими соображениями руководитель отдела, пресс-секретарь фирмы «Аксель Шпрингер Польша» М. Фиджол. После динамичного развития польского медиа рынка в 90-е годы прошлого столетия, отметил он, наступили трудные времена. Возросла конкуренция, произошёл кризис на рекламном рынке. Ситуация усугубилась ростом цен, спровоцированным в том числе и введением 7-ми процентного НДС (ранее этот налог не взимался). Польские читатели стали более требовательно подходить к выбору изданий, что заставило издателей улучшать качество печатной продукции, начать конкурентную борьбу, инструментами которой стали редакционные изменения, внедрение маркетинговых элементов, активная ценовая политика. Далее М. Фиджол на примере опыта европейских стран рассказал о последствиях повышения и понижения цен на печатные издания в рамках так называемых «ценовых войн».
С большим интересом было встречено выступление представителя фирмы «Медиа Геймс» Я. Шчапа, посвящённое математическому моделированию продаж прессы по подписке. Предложенная им методика направлена на поиск нестандартных решений в целях получения наиболее эффективных финансовых результатов.
Профессор Ягеллоньского университета в Кракове З. Байка осветил тему «Головная боль издателя: как найти читателей?».
Профессор Института политических наук и журналистики Селезского института журналистики в Катовицах А. Мельчарек выступила с докладом: «С мыслью о покупателе – языковый пейзаж польской ежедневной прессы».
Президент акционерного общества «Будотехника» В. Мошант представил информацию «Реклама и экспозиция прессы на объектах «Будотехники».
С большим вниманием участники Конгресса выслушали доклад Председателя Правления АРПП Оськина А.В., который рассказал о тенденциях и перспективах развития рынка печатных СМИ России. Повышенный интерес у польских коллег вызвали вопросы, связанные с дистрибуцией нерентабельных, с точки зрения распространения, печатных изданий, практикой распространения печатной продукции в сетях магазинов самообслуживания, организация подписки и сотрудничество издателей и подписных агентств с «Почтой России», а также практика продаж в розничных сетях наряду с прессой сопутствующих товаров.
В ходе Конгресса состоялись переговоры между АРПП и рядом польских издателей и распространителей.
Достигнута договорённость с Президентом акционерного общества «Рух» М. Маицки о совместном участии в международных мероприятиях в 2006 году, в том числе в 51-м Конгрессе «Дистрипресс» в Барселоне, в семинарах АРПП в Египте и Турции и других.
Пресс-служба АРПП