В целом программа, как всегда, обширна и разнообразна. Собственно интеллектуальная составляющая ярмарки складывается из презентаций книг французского философа и социолога Поля Рикера ("Гнозис"), пятитомной "Истории женщин на Западе" (издательство "Алетейя"), полного собрания сочинений Фридриха Ницше ("Культурная революция"), нового пакета актуальной политической книги от издательства "Европа", книги о греческой мифологии "Вселенная, боги, люди" крупнейшего французского антиковеда Жан-Пьера Вернана, вышедшей в "Издательстве Независимая Газета". Безусловный интерес вызовут стихи Мишеля Уэльбека в переводах Ильи Кормильцева и книжка Валерия Панюшкина "Ходорковский. Узник Тишины". Издательство "Вагриус" представит четырехтомное издание произведений Андерсена (в новых, неискаженных, переводах) и отметит 10-летие мемуарной серии "Мой XX век". А издательство "ОГИ", помимо собственных книг, представляет на своем стенде стеллаж актуальной русской поэзии: более 200 наименований поэтических книг разных издательств, вышедших в последние годы.
Из знаменитостей мирового масштаба в Москву прибывает сегодня французский писатель и драматург Эрик-Эммануэль Шмитт, известный, в частности, как сценарист нашумевшего фильма "Распутник" о Дени Дидро. На ярмарке Шмитт будет, впрочем, только завтра - в качестве председателя жюри литературных премий посольства Франции, ежегодно присуждаемых на "non/fiction", а нынче отправится в магазин "Букбери" - для встречи и разговора с читателями и режиссером Романом Виктюком, поставившем одну из пьес Шмитта - "Последнюю любовь Дон Жуана".
Кстати, помимо премий посольства Франции, на "non/fiction", по традиции, объявляются лауреаты премии Андрея Белого и премии "Человек книги" газеты "Книжное обозрение". Многообещающей новацией обещает стать и премия "Букбери" за лучший дизайн книги, где в жюри - Евгений Гришковец, Лев Данилкин, Ингеборге Дапкунайте, Рената Литвинова, Рита Митрофанова, Леонид Парфенов, Дмитрий Симачев и Николай Усков. Согласитесь, интересно, что думают о книжном дизайне эти люди.
Главное же отличие нынешней ярмарки от предыдущих лет в том, что, как всякий успешный проект, она начинает прирастать сопутствующими мероприятиями, представляющими книгу в самом широком культурном контексте. Впервые в пространстве ЦДХ одновременно с "non/fiction" проводятся Первая московская международная выставка-ярмарка "Книга художника" (читайте о ней подробней в интервью Михаила Погарского внизу на этой же полосе) и Книжная антикварная ярмарка, призванная "привлечь внимание широкой публики к собирательству старой книги, способствовать возрождению культуры этого вида коллекционирования и формированию в России рынка антикварной книги".
Тем самым в сознание гостей ярмарки волей-неволей должна внедриться мысль, что книжки бывают не только умные (а по начальному замыслу, таковыми - избранными! - должны быть все издания, представленные на "non/fiction"), но еще и необычные, эксклюзивные, авторские ("книга художника"), а к тому же - почему бы и нет - дорогие, представляющие интерес антикварный и коллекционный.
Кстати, в отличие от большинства иных объектов искусства, книги, как продукт синтетический и технологический, гораздо реже подделывают - это сложно и не так выгодно. Может быть, этот факт тоже поспособствует оживлению рынка антикварных изданий и книги художника в России.
Между прочим, вчера на ярмарке было заявлено еще об одном масштабном международном проекте под эгидой ЦДХ и ярмарки "non/fiction" - "Московском открытом книжном фестивале". Организатором его выступает фонд поддержки художественных проектов "Арт Москва", а пройдет он с 30 июня по 2 июля 2006 года во внутреннем дворе ЦДХ и на окружающей территории. Таким образом, ярмарка растет не только изнутри, но и стремится к освоению новых пространств. Будет, думаю, та же ярмарка, но перенесенная в лето: поближе к народу и, не побоюсь этого слова, пиву.
Источник: «Независимая газета»