Во Владимире эта схема была пущена в ход три раза подряд. Сейчас на улице оказалась последняя независимая газета.
Владимирская область — дотационный регион с полуторамиллионным населением. Входит в число двадцати самых бедных регионов РФ и в шестой десяток инвестиционно привлекательных областей.
С 1997 года власть в области принадлежала коммунистам. Сейчас 22 из 35 депутатов областного Законодательного собрания — единороссы.
Средняя месячная зарплата во Владимире — 4751 рубль, на 35% меньше, чем в целом по России. Зато на уличных билбордах и в газетах — реклама: «Хочешь зарабатывать 16 тысяч? Контрактная служба на Северном Кавказе».
Как выселяли «Томикс»
Громкое название «Издательский дом «Томикс» объединяет семь изданий общим тиражом под 100 тысяч экземпляров. Политическая оппозиционная газета — только одна: еженедельник «Томикс. Владимирская газета». Остальные («Работа для всех», «ТомиксТВ» и другие) претензий у власти не вызывают. Детская газета «Угадайка» даже портрет Путина в одной из загадок напечатала, владимирские оппозиционеры возмущались.
Генеральный директор «Томикса» — бывший депутат местного Законодательного собрания от Союза правых сил, оппозиционер со стажем Сергей Казаков. Газету делает соответственную: здесь, признают коллеги, самая острая критика и самая непримиримая (бывает, даже неоправданно) оппозиция.
Неприятности у «Томикса» начались аккурат 30 декабря 2004 года, когда редакции объявили, что арендная плата за здание, которое она снимает уже почти 15 лет, повышается в шесть раз. Срок уплаты аренды — 10 января. За новогодние праздники нужной суммы собрать не удалось, деньги за первый квартал редакция заплатила не полностью, во втором — только успела расплатиться за первый… и получила судебный иск. Не об уплате долга, а сразу о выселении. Восьмого ноября судебные приставы взломали двери редакции и опечатали помещение.
Выгнать «Томикс» из двухэтажного особняка в центре города пытались и раньше. В 97-м таскали в суд за то, что часть помещения редакция сдала в субаренду (дело было закрыто, когда Казаков показал разрешение на субаренду, подписанное администрацией области). В 2003-м хотели выселить за задержку арендной платы на три дня… Как считает Казаков, все проблемы газеты — из-за областных властей. Мэр Владимира Александр Рыбаков претензий к газете не имеет, но против воли губернатора Николая Виноградова не пойдет.
— Рыбакова понять можно, — говорит Сергей Казаков. — Ему сказали, что нас нужно выселить. И ему… Ему трудно.
За что областные власти точат зуб на газету, журналисты «Томикса» перечисляют долго. Вспоминают, как писали и про новый «Лендкрузер» губернатора, и про квартиру, внезапно появившуюся у его дочери, и про скакуна по кличке Благодарный, «подаренного» губернатору местным бизнесменом. После расследования «Томикса» коня редкой породы губернатор сослал с глаз общественности в сельское РУВД.
В политической борьбе хороши все средства, включая смешные. Недавно Сергей Казаков появился на первой полосе официальных прогубернаторских «Владимирских ведомостей». На карикатуре он был изображен в трусах у унитаза, в сливе которого исчезала голова Чубайса. Иллюстрировала карикатура статью о местном отделении СПС. Казаков до сих пор сомневается, идти ли в суд: шарж в трусах на первой полосе — оскорбление это чести и достоинства или нет?
Найти новое здание под редакцию будет сложно, считает Казаков. Муниципальную собственность журналистам, скорее всего, не сдадут. Да и денег будет не хватать.
— Теперь у нас остается два пути, — рассуждает Казаков, — искать инвестора, который заплатит долги редакции, но в обмен потребует подстраивать редакционную политику под него. Или закрывать издательство.
Как «Молва» последовала за «Призывом»
«Томикс» — уже третья газета области, оказавшаяся перед таким выбором.
В 2000-м изменил свое направление «Призыв». Независимая коммунистическая газета выходила ежедневно самым большим в городе тиражом, с 1992-го против нее возбудили 119 дел по защите чести и достоинства, 60% газета выиграла.
В 1996 году в области был избран Николай Виноградов (сейчас остающийся губернатором уже третий срок). Через несколько месяцев с газетой расторгли договор на публикацию официальных материалов, который давал постоянный доход. А со следующего года потребовали платить за аренду здания, которое раньше газета занимала бесплатно.
К началу 2000-х доход редакции резко упал, вместо пяти «Призыв» стал выходить один-два раза в неделю. Чтобы не закрыть ее, «Призыв» превратили в акционерное общество. Контрольный пакет купила «ИнтерМедиаГрупп» и превратила газету в таблоид.
Теперь тираж «Призыва» — четыре тысячи экземпляров, и остатки регулярно пылятся в киосках «Роспечати». Через пару лет та же схема была использована против газеты «Молва».
Когда-то «Молва» публиковала интервью с опальными чиновниками, расследования, критиковали политику губернатора… Затем начались мелкие неприятности. В почтовые ящики подписчиков стали бесплатно бросать официальные прогубернаторские «Владимирские ведомости», налоговая полиция возбудила два уголовных дела, пожарные ходили в редакцию как на работу. А Владимирский педуниверситет, у которого «Молва» снимала помещение, стал медленно повышать арендную плату. Посыпались иски по взысканию денег, затем — суды о выселении.
В 2003-м Владимирский электромеханический завод предложил «Молве» финансовую помощь. Сейчас газета арендует помещение в здании завода и остается качественным информационным изданием. Критики власти в нем нет.
В начале прошлого года редакции «Томикса» и «Молвы» организовали Круглый стол «Открытое мнение». Пригласили бывшего мэра, редакторов газет, несколько депутатов, журналистов и других оппозиционеров. Обсуждали социально-экономическое состояния области, положение СМИ и малого бизнеса, итоги выборов… Сначала собирались в местной библиотеке. После пары «круглых столов» ее дирекция попросила оппозиционеров больше не приходить. В арендованном кафе на первом же собрании отключился свет.
К депутатам стали подходить коллеги, ласково говорить: что ж это, в рабочее время по каким-то собраниям ходите? Нехорошо. Приходить на «круглые столы» стали все меньше. «Открытое мнение» закрылось само.
Что осталось
— «Томикс» — последнее независимое издание во Владимире, — утверждает Сергей Казаков. — Больше оценочную информацию не может позволить себе никто.
В разгар судов против «Томикса» городская администрация напечатала в «Призыве» и «Молве» статьи с обвинениями в его адрес. О выселении редакции вышли сухая заметка в «Молве» и сюжет на кабельном канале «Доброе». Владимирская «Комсомольская правда» сообщила, что выселение было справедливым. Остальные СМИ информационный повод проигнорировали. Какие еще доказательства цензуры вам нужны, вопрошают журналисты?
Сейчас среди газет Владимира преобладают развлекательные издания, самые высокие тиражи — у местных «Аргументов и фактов» и «Комсомольской правды», таблоида «Хронометр». Из информационных — «Молва», которая теперь не позволяет критику и не высказывает позиции редакции, «Томикс» и «Владимирские ведомости», официальное прокоммунистическое издание.
— Чему удивляться? — замечает Михаил Буянов, бывший главный редактор газеты «Призыв» — Наш губернатор просто копирует на областном уровне то, что сейчас делают на федеральном.
Действительно, владимирская схема борьбы с независимыми СМИ мало чем отличается от московских схем. Разве что действующих лиц меньше, все друг с другом знакомы и все происходит на виду. И на митинги в защиту газет никто не выйдет. Согласно соцопросам, политикой во Владимирской области интересуются 7—9% жителей.
Источник: "Новая газета"