Действуют те же принципы, которыми руководствуются латиноамериканские генералы, награждая друг друга медалями: важны не заслуги на поле брани, а политический вес. Точно так же и "Вашингтон пост", "Нью-Йорк таймс", "Лос-Анджелес таймс" и "Уолл-стрит джорнэл" торжественно раздают друг другу Пулитцеровские премии, отстегивая некоторое их количество провинциальным изданиям (что призвано продемонстрировать справедливость системы). На самом деле любая действительно "острая" газета, журнал или телекомпания наживают себе столько врагов, что шансы получить награду ничтожно малы..." Кокбурн резонно сетует, что сии некогда чисто американские обычаи постепенно распространяются и на его родную Британию. Мне же кажется, это отнюдь не только англосаксонский феномен.
Как бы то ни было, пять лет назад в России появилась премия как раз для "острых" печатных изданий, точнее, для работающих в них журналистов. Она называется "За журналистику как поступок" и носит имя академика Андрея Сахарова. Возможно, не случайно, что ее учредил человек, никакого отношения к журналистике не имеющий, разве что на себе испытавший все прелести взаимоотношений СМИ и бизнеса эпохи начинающего капитализма. Американский капиталист Петр Винс был когда-то советским диссидентом. Его и всю его семью помогла вытащить из лагерей чета Сахаровых. Вернувшись на родину после перестройки, он наладил здесь бизнес, но не утратил идеализма. Премия Сахарова - это и дань памяти, и попытка поддержать тех журналистов, которые остаются приверженцами самых высоких демократических и профессиональных ценностей. В жюри премии под председательством Алексея Симонова - Инна Руденко, Эльвира Горюхина, Анна Политковская, директор Музея Сахарова Юрий Самодуров, региональные журналисты, а также и автор этих строк. Больше не будет среди тех, кто оценивает работу коллег, Отто Рудольфовича Лациса.
Все это люди не только разных темпераментов, но и разных взглядов. Зато пятерка финалистов, которые получат дипломы и из которых выбирается один лауреат, оказывается образцом первоклассной журналистики. В ней действительно дышат почва и судьба. Впрочем, читатель "Известий" может судить об этом сам, ибо дипломанты премии из разных мест России не раз появлялись на наших страницах, а один из них, Тимур Алиев из Грозного, ведет постоянную колонку "Кавказские баллады".
Эти строки пишутся накануне заключительного заседания жюри, на котором будут определены дипломанты и лауреат этого года (объявление победителей и церемония вручения проходят 10 декабря, в День защиты прав человека, в Музее им. А.Д. Сахарова). Только что прочитаны многие сотни страниц журналистских статей, присланных со всех концов страны. И, как всегда, очень сложные чувства обуревают. С одной стороны, становится страшно за то, как мы живем в своей стране. И даже не только в том дело, что с годами не становится меньше горьких вестей с бурлящего Северного Кавказа. Печальнее всего, что в публикациях, пришедших буквально со всей страны - от Камчатки до Калининграда, как будто рассказываются одни и те же истории, только с разным местным колоритом. Если милиция - то пытки и озлобление правоохранителей против защищаемых граждан. Произвол местных царьков - от села до республики. Запустение деревни. Ладно бы невозможность, но и неготовность сплошь и рядом граждан защищать свои права, даже когда они в полном праве.
А с другой стороны, как написала недавно в "Известиях" редактор американского журнала "Нейшн", для хорошей демократии нужна хорошая журналистика. Так вот, в России она есть - и в райцентрах, и в больших городах, и в столицах. Ее истинный авангард (не по чинам и названиям) не утратил ни профессиональных ценностей, ни мужества, ни готовности заступиться за простого человека, когда все другие возможности добиться справедливости уже исчерпаны. И ведь бывает, что добиваются. Или как минимум просто не позволяют заткнуть глотку... Так что прорвемся.
Источник: "Известия"