По данным „Ъ", единую цену на любую телепрограмму установили петербургские сети 000 «Метропресс», ОАО «Роспечать», ЗАО «Нева-Пресс» и 000 «Ника». Суммарно через розничные точки этих распространителей в городе продается около 40 % всей печатной продукции. Сейчас общий объем продаж газетных телегидов Петербурга составляет около $1 млн в год.
Распространители объясняют свои действия стремлением увеличения доходности телегидов. «Наши расходы на обработку телегидов постоянно растут,— говорит гендиректор петербургского филиала „Роспечати" Руслан Григорьев,—потому что полосность телегидов постоянно увеличивается, В результате наша прибыль от нее была практически нулевой. К тому же мы считаем, что рынок готов к увеличению цены и падения суммарных продаваемых тиражей не произойдет».
Издатели, однако, уверены, что выравнивание цен может заметно изменить расклад сил на рынке — продаваемый тираж будет перераспределяться между восемью издаваемыми в Петербурге газетными телегидами. Сильнее всего это скажется на безусловном лидере рынка — «Панораме ТВ», которой удавалось держать тираж в 1,2 млн экземпляров за счет самой низкой в городе цены — пять рублей. В то же время тираж ближайшего конкурента «Панорамы ТВ» — «Телесемь» почти в четыре раза меньше: всего 258 тыс. «Конкурировать по цене теперь будет невозможно, поэтому преимуществом станет качество издания — полиграфическое и редакционное,— считает Игорь Суханов, генеральный директор ЗАО „Телесемь в Санкт-Петербурге".— Мы, например, оказываемся в более выигрышной ситуации, поскольку часть наших материалов печатается на мелованной бумаге». А президент ИД «Семь дней» Дмитрий Бирюков считает, что с повышением цены газетные телегиды начинают конкурировать не столько между собой, сколько с полуглянцевыми мелованными телееженедедьниками. «Разница в цене между ними будет менее чем в два раза»,— отмечает он. Руководство «Панорамы ТВ» пока сохраняет спокойствие. Ее гендиректор Игорь Данилов сообщил „Ъ", что около 30% тиража издания продается через супермаркеты, в которых цена останется прежней. Распространители, однако, утверждают, что через супермаркеты распространяется всего около 15% ее тиража.
В то же время способность распространителей договариваться между собой вызывает опасения у издателей. «Нашу газету это выравнивание цены задело меньше всего — она была самой дорогой и стоила те же восемь рублей,— заявила „Ъ" заместитель директора издания „Петербургский телезритель" (тираж 1 Об тыс. экземпляров.— „Ъ") Елена Дмитриева.— Но нам эта ситуация тоже не нравится — распространители все активнее начинают диктовать изданиям свои условия».
Другие издатели отмечают, что опыт петербургских распространителей могут перенять игроки других региональных рынков. «На московском рынке слишком много игроков — им будет сложно договориться,— полагает господин Бирюков.— Однако на региональных рынках такая практика возможна. И тогда это будет приводить к падению общих тиражей газетных телегидов — в конце концов, наименее обеспеченное население может переключиться на программы в бесплатных газетах, а более обеспеченное — на мелованные издания. Выдержать такую конкуренцию смогут не все газеты-телегиды — им либо придется перейти на цветную и желательно мелованную печать (что сделать в регионах достаточно сложно), либо уйти с рынка».
Источник: «Коммерсантъ»