Доставка почты — это основа всего, и профинансированный правительством доклад должен попасть в почтовый ящик в то самое время, когда почтовое ведомство страны столкнется с самым жестким вызовом за свою 345-летнюю историю. С 1 января 2006 года, в рамках общеевропейской либерализации законодательства, оно теряет свое монопольное право и открывает рынок для свободной конкуренции.
Ожидается, что этой возможностью развернуться на британском рынке воспользуются фирмы Pitney Bowes (PB) с биржевой стоимостью в $9,62 млрд, французская Neopost и немецкая Francotyp-Postalia.
Компания Bowes — типичный образец старомодной фирмы, которая сумела извлечь прибыль из многообразия способов, которыми до нас доходят чужие сообщения. Она упоминается в связи с изобретением первой франкировальной (проставляющей штемпели на отправлениях) машины, а в настоящее время она занимается также управлением электронными базами данных, биллингом и печатью коммерческой продукции.
Royal Mail тоже пытается идти в ногу со временем, однако не столь успешно. Ее председатель Аллан Лейтон (Allan Leighton) и главный исполнительный директор Адам Крозье (Adam Crozier) отчасти преуспели в модернизации бизнеса.
Однако с точки зрения объема приходящейся на одного служащего корреспонденции и технологии сортировки Royal Mail отстает от своих европейских «коллег»: немецкой Deutsche Post и голландской TPG.
У ведомства также имеется дефицит пенсионного бюджета в размере 4,5 млрд фунтов ($7,8 млрд), а также до сих пор для всех сотрудников действует пенсионная схема, при которой размер выплат зависит от стажа и размера заработной платы в предпенсионный период. Вся прибыль компании возвращалась сотрудникам в виде высокой зарплаты и различных бонусов, а не шла на компенсацию дефицита.
В то же время в такой же, как и Royal Mail, старомодной компании, начинавшей с одного вида деятельности,— РВ — сумели найти новые возможности для работы на изменяющемся рынке. РВ со своей дешевой и эффективной сортировкой почты теснит с рынка Royal Mail. Фирмы, работающие с кредитными картами, отдают этой компании свои выписки, а энергетические компании — счета, которые РВ конвертирует и франкирует. Тем не менее эта фирма, входящая в список Fortune500, вела переговоры с Royal Mail по вопросу сортировки многомиллионной корреспонденции, систематизации всех совместных клиентов и рассылки по почтовым зонам.
Это уменьшает объем работы, которую приходится выполнять Лейтону и его служащим, а взамен компания РВ получает скидку на рассылку каждого почтового отправления. Отчасти это удешевление чувствуют и клиенты.
Хотя РВ напрямую и не конкурирует с Royal Mail, тем не менее Комиссия по почтовым услугам (Postcomm) требует от компании развернуть национальную почтовую сеть.
Модернизирующаяся Royal Mail будет вынуждена использовать некоторые из инициатив, с помощью которых PB завоевывает рынок. Так, например, РВ ведет переговоры в Европе с государственными организациями по регистрации автомобилей, с тем чтобы взять на себя пересылку талонов о прохождении техосмотра. Суть в том, что она соглашается нести расходы по пересылке взамен на разрешение правительства вкладывать в них рекламные материалы. А в Америке РВ уже достигла договоренности с автопроизводителями. Теперь водителям, продавшим свой Ford, вместе с новыми документами на автомобиль будут сразу посылать рекламу последних моделей. В Европе РВ собирается объявить о сделке с eBay.
Пересылку купленных товаров теперь можно будет оплатить в интернете, так что продавцам достаточно будет распечатать эквивалент почтовой марки— уникальный штрихкод, наклеить его на отправление и отнести на почту.
В интервью The Business глава компании РВ Майкл Крителли (Michael Critelli) сказал: «Royal Mail стала намного более коммерциализированной. Ей приходится шевелиться, а либерализация рынка заставит ее двигаться еще быстрее. Однако рынок не потерпит частичной либерализации или приватизации». Вскоре станет известно о том, каким образом Royal Mail собирается справиться с нынешней конкуренцией. Многое зависит от того, что в портфеле у Бейна.
Источник: газета «Бизнес»