Современные технологии превращают пассивных потребителей новостей в активных участников медийного процесса, способных самостоятельно заниматься журналистикой. Собирая информацию в Интернете, читая и публикуя свои статьи и отзывы, люди сами становятся редакторами и корреспондентами. Традиционная журналистика - сегодня лишь часть разнообразного медийного ландшафта. Однако это не означает, что журналистика, в привычном понимании этого термина, становится ненужной. Потребность знать правду чрезвычайно велика, однако все труднее становится процесс ее распознавания: отделения зерен от плевел, а информации, от дезинформации.
В целом, по мнению авторов доклада, в 2005 году продолжился бурный расцвет персональных интернет-дневников (блогов), появления крупнейших источников новостей, полностью редактируемых компьютерными компаниями (например, новости, публикуемые на портале Google), и беспрецедентной адаптации медийного продукта под каждого читателя. К примеру, журнал Reason разослал каждому подписчику отдельный номер с фотографией его (подписчика) дома на обложке.
Наиболее популярны те средства массовой информации, которые подают информацию наиболее быстро и дешево.
Это существенно отличается от традиционной модели, когда журналист в первую очередь пытается собрать и тщательно обосновать факты. Блоги, помогая уличать традиционные средства массовой информации (СМИ) в неточности, привнесли новую философию: "публикуй все, что хочешь - подтверждение или опровержение придет позже, от коллег-блоггеров".
Все это, однако, идет на пользу и тем силам, которые желают распространять информацию исключительно в своих интересах - чиновникам, лоббистским группам и корпорациям. Они получили поистине неограниченные возможности манипуляций общественным мнением.
Сильно преувеличено значение постулата, согласно которому люди предпочитают потреблять только те новости, которые соответствуют их собственным идеологическим установкам.
Популярная идея о том, что независимая американская пресса все больше склоняется к европейскому стилю, то есть приверженности той или иной партийной или идеологической группе, сильно преувеличена. Подавляющее большинство американцев высказывается в пользу независимых, беспристрастных и неидеологизированных СМИ. Кстати, того же мнения придерживаются рекламодатели и инвесторы. Исследования показывают, что люди, которые не доверяют СМИ, потребляют больше разнообразной информации.
Чтобы адаптироваться к новым условиям, журналистике необходимо стать более прозрачной, повысить уровень экспертизы, а также расширить сферу внимания.
В новых условиях журналисты стремятся остаться единственными источниками надежной информации, своеобразными "арбитрами", помогающими людям найти истину. Для этого, однако, необходимы серьезные изменения в работе СМИ - например, журналистские материалы должны быть обязательно подтверждены документальными источниками и ссылками на такие источники. Аудитория хочет сама решать, чему ей верить, а чему - нет. Иными словами эра "верь мне" в журналистике уступает эре "докажи мне".
Производители новостей более чем осторожны с инвестициями, ставящими целью увеличение аудитории.
Это справедливо даже применительно к интернет-ресурсам, аудитория которых постоянно растет. Вложения в интернет-сайты "традиционных" СМИ в 2005 году сократились. Проблема заключается в том, что традиционные СМИ могут потерять свои позиции в Интернете, уступив технологическое первенство таким компаниям, как Google, а свою читательскую аудиторию - блогерам. Пока традиционные информационные брэнды привлекают большинство потребителей новостей, которые читают новости в Интернете, но ситуация начинает меняться.
Три крупнейшие телекомпании США - АВС, СВS и NBC - находятся в серьезном кризисе
Старое поколение радио- и тележурналистов постепенно уходит на пенсию. Вечерние новости - одно из украшений американской журналистики - борются за выживание. Инерция в подаче материалов и старение традиционной аудитории заставляют вещательные компании задуматься о глубокой перестройке вечерних программ.
Ныне американцы весьма скептически относятся к своей прессе. Прессу считают все менее профессиональной, все более небрежной в обращении с фактами и все менее озабоченной национальными интересами. За период с 1985 по 2002 год доля американцев, считающих прессу высокопрофессиональной, снизилась с 72% до 49%; доля американцев, верящих в то, что пресса руководствуется моральными принципами, упала с 54% до 39%; число американцев, уверенных, что пресса стремится скрывать свои ошибки, возросло с 13% до 67%; доля тех, кто считает что пресса беспристрастно излагает факты, снизилась с 55% до 35%, а доля тех, кто считает, что пресса политически ангажирована, возросла с 45% до 59%. Американцы не подвергают сомнению желание журналистов быть профессионалами и оставаться независимыми. Однако им кажется, что пресса не дотягивает до ее же собственных стандартов.
Источник: "Washington ProFile"