За последние несколько лет белорусский рынок печатных СМИ претерпел некоторые изменения. Издания, которые ставили перед собой некоммерческие цели – чаще всего оппозиционные властям и финансируемые либо зарубежными фондами, либо партиями – закрылись. А такие крупные игроки как «Комсомольская правда», «Ва-банк», телегид «Антенна», «Из рук в руки» и особенно «Белорусская газета» только укрепили свои позиции.
Государство, ранее «не глядевшее» в сторону сегмента В2В и представленное там только ведомственными «Вестниками...», выполнявшими по большей части функцию PR, активизировалось либо самостоятельно, либо в партнерстве с частными структурами (зачастую новичками на издательском рынке), стало заявлять о своих намерениях занять и здесь достойную долю рынка. Это пока не привело к чистой монополии, но задало тренд еще большего превращения данного сегмента в олигополию, когда есть место государству (и его партнерам) и одному крупному игроку. Это, в свою очередь, привело к тому, что мелкие и одинокие игроки либо сходят с дистанции, либо объединяются в «холдинги», либо пытаются нарастить «жирок» самостоятельно. Но все это пока происходило без видимой экспансии зарубежных и, в первую очередь, российских структур.
В этом контексте и вызвал оживление факт сделки ИД SPN с относительно небольшим и молодым белорусским издательством «Рематис». Сделка воспринимается как фактор, который может нарушить сложившийся «статус кво» и сложившиеся тенденции.
Мои размышления об этом партнерстве могут отличаться как от официальной, так и неофициальной позиции самих участников.
Для белорусской стороны эта сделка могла убить «несколько зайцев». Во-первых, для относительно молодой издательской структуры это дополнительные ресурсы – прежде всего, финансовые, управленческие, технологические и, не исключаю, административные (как сообщала одна из наших газет, на презентации объединения был один из зам. министров, что для нашей республики нетипично и наводит на размышления). Ресурсы же нужны для того, чтобы, как минимум, закрепиться в своем сегменте или, как максимум, «подвинуть» кого-то из белорусских коллег в других сегментах.
Во-вторых, в случае прихода других зарубежных игроков, тех же российских, для «Рематиса» (или части его менеджмента) появится шанс, когда начнется «битва титанов» и передел рынка, поучаствовать уже в качестве пусть младшего, но партнера довольно крупного игрока на российском рынке.
И все это происходит на фоне всеобщего ожидания в Беларуси зарубежного «поглотителя», прежде всего, российского.
Для российской стороны эта сделка, на мой взгляд, является проявлением идеологии амбициозного развития – как тематического, так и географического. Вообще, для российского мышления типично, что Республика Беларусь (РБ) рассматривается сверху вниз – как дополнительный рынок.
А развитие может происходить по следующим векторам.
Первый путь может предполагать только клонирование уже разработанного, изученного продукта, того же «Where». Или других продуктов, но опять-таки уже запущенных ИД SPN в России. Правда, для глянцевых журналов у нас, в РБ, рекламный рынок еще не дорос, но возможно SPN готов работать на очень далекую перспективу. Или, наоборот, на очень короткую. Но тогда они должны обладать информацией уровня хрестоматийного примера про битву при Ватерлоо.
Второй вариант – эта сделка – первый шаг для прихода в смежный бизнес. Пусть не в сегмент глянцевых журналов, но в рамках В2С. Тот сектор, который государство оставило частникам. Там, где есть деньги. В этом случае беспокоиться стоит «КП» и «Из рук в руки» с их субпродуктами.
Возможен вариант движения новой структуры еще дальше – в рынок В2В, в котором два основных игрока – государство и наш холдинг. Не могу говорить «за государство», но мы всегда воспитывали себя в готовности к конкуренции. Главное, чтобы она была цивилизованной.
Возможно, конечно, и движение еще дальше, так как деятельность SPN не ограничивается периодическими изданиями. И почему этим не заняться и в РБ?
Вывод можно сделать следующий: в РБ пришел, несмотря на разговоры о невысокой инвестиционной привлекательности нашего рынка, российский бизнес. И именно в медиа! Это может спровоцировать и передел рынка, а может и послужит для кого-то примером.
Мне кажется, что наступает очень интересное время для белорусских игроков, и они должны будут как-то реагировать (объединяться, продаваться, распадаться и много чего еще).
Последний вывод – это действительно значимый факт для белорусского медиарынка. Будем следить за развитием событий.
Источник: "Новости СМИ"