Газета «Трибуна»: Российские СМИ меняют гражданство?

Россия является сегодня весьма привлекательной страной для иностранных инвесторов, и это вроде бы положительный факт. Однако у любой медали, как известно, есть обратная сторона. Иностранцы постепенно получают возможность контролировать уже не только значительные секторы российской экономики, но и влиять на массовое сознание, формируя общественные идеалы. Это происходит, когда дело касается такой сферы, как средства массовой информации. Медийный бизнес в России сегодня привлекает иностранцев не меньше, а то и больше, чем металлургия и высокие технологии.

Действительно, прошлый год стал годом активного вывода на российский рынок многих международных изданий. В текущем году экспансия иностранных изданий на российский медиарынок продолжилась. В итоге, на сегодняшний день доля иностранных изданий, реализуемых центральными и региональными распространителями, достигает 40 – 45%от общего объема тиражей и 55 –60% доходов дистрибьютеров от реализации всей печатной продукции.

Издательский, а также рекламный рынок западными игроками уже практически освоен. Вполне естественно, что следующим шагом зарубежных издателей стало освоение сегмента дистрибуции, где они начали формировать собственные сети распространения. На сегодняшний день два крупнейших игрока западного медиабизнеса, французская компанияHachette Distribution Services(HDS) и финская группа Sanoma, контролируют львиную долю рынка распространения в Польше, Венгрии, ряде стран Прибалтики и Восточной Европы. За короткий срок эти медиагиганты сумели не только внедрить собственные издательские проекты, но и фактически получить абсолютный контроль над всем распространением прессы на этих территориях, то есть, по сути, реальный контроль за процессами в информационном пространстве в странах Балтии и Восточной Европы. Следующий шаг этих западных структур – тотальное освоение России. За последний год Sanoma и HDS стали собственниками ряда сетей дистрибуции в России, оккупировав прежде всего распространительские сети Москвы.

Компания HDS в декабре 2004года открыла в Москве два магазина в торговом центре компании IKEA «Мега2» в Химках, став первым иностранным дистрибьютером прессы, вышедшим на российский рынок. На этом планы французского медиагиганта не заканчиваются: HDS планирует в кратчайшие сроки открыть более20 магазинов в крупных торговых центрах, в том числе в регионах.

Второй мощный игрок рынка дистрибуции, финская компания Sanoma, высказывает в своих официальных заявлениях довольно агрессивные планы захвата российского рынка распространения. На сегодняшний день входящая в группу Sanoma компания Rautakirja является обладателем «Прессэкспо» – распространительской структуры Independent Media. В газете «Бизнес» и других деловых изданиях была информация о возможной покупке группы«Логос» финской компанией Sanoma. Оказалось, что это было пробным камнем, запущенным самими финнами. А сделка даже и не планировалась, считают в самом «Логосе». В других случаях ситуация выглядит по-другому.

Вторжение в отечественные распространительские сети иностранные компании стали использовать как конкурентное преимущество в продвижении собственных проектов. Кроме того, это дает им возможность контролировать доступ населения к печатному слову. Попасть«неугодным» изданиям в сеть распространения становится почти невозможным. Западные инвесторы начинают проводить на страницах своих газет и журналов «свою линию», пропагандируя прежде всего собственные общественно-политические взгляды. Ряд крупнейших игроков рынка уже заявляет об угрозе иностранного капитала для деятельности отечественных издателей и общества в целом.

Генеральный директор «Московского комсомольца» Павел Гусев придерживается по этому поводу однозначной позиции:«Если зарубежные издатели захватят еще и рынок распространения, нам конец. Остается надеяться, что властные структуры не позволят довести наш рынок до полного краха».

Выступая на парламентских слушаниях в Госдуме, Валерий Фадеев, главный редактор журнала «Эксперт», отметил, что иностранные вливания в российский рынок настолько велики, что в ближайшее время зарубежные компании начнут формировать нравственные идеалы наших соотечественников. Решить проблему, по его мнению, возможно на уровне налогообложения – отменить НДС для отечественных компаний. Игорь Мосин, главный редактор журнала «Женское здоровье»,на выставке «Пресса2006» подчеркнул необходимость бороться с недобросовестной конкуренцией крупных западных издательских домов.

Владимир Сунгоркин, главный редактор и генеральный директор ИД «Комсомольская правда»,считает недопустимым отдавать в руки иностранных издателей федеральные телевизионные каналы, популярные радиостанции и массовые газеты, такие, как«Комсомольская правда», «МК»,«АиФ» и др. Широко известна точка зрения руководителя ИД «За рулем»Виктора Понярского, обвиняющего издания, финансируемые западным капиталом, в захвате основных рекламных бюджетов России.

Странно, что Россия не намерена учитывать печальный опыт Восточной Европы, которая уже подверглась экспансии со стороны западных медиагигантов. Ведь в ряде государств мира, таких, как, Китай, Казахстан, Индия, на законодательном уровне закреплены ограничения на участие иностранных инвесторов в национальном медиабизнесе. В Китае доля участия иностранного капитала в сфере издания печатных СМИ ограничена 49%, в Индии– 40%.

В России, как и в любой стране мира, существуют законодательные ограничения на участие иностранных инвестиций в российском капитале. Такие же ограничения (50%) касаются и отечественного рынка электронных СМИ, но эта норма не касается пока печатных СМИ и дистрибуции прессы.

В последние годы Кремль активно боролся за усиление контроля над телевизионными каналами и одержал здесь очевидную победу.

Но одновременно с этим верхние эшелоны власти фактически вышли из игры вокруг печатных СМИ, видимо, считая их менее актуальными и значимыми, чем телевидение. Этот информационный ресурс во многом оказался в руках иностранцев. Странно, что правительство обращает внимание на отрасли, «обеспечивающие безопасность государства», почти полностью оставляя без внимания печатное слово. А между тем все эти тенденции, действующие сейчас на рынке СМИ, если их не удастся своевременно нейтрализовать, способны стать необратимыми, создать реальную угрозу информационной безопасности страны.

Безусловно, иностранные инвестиции в российский рынок прессы – колоссальный источник прогресса. Вместе с выходом на отечественный медиарынок зарубежных издателей расширилась свобода выбора для читателей, появились условия для конкуренции и повышения качества информационного продукта. Западные компании, действуя в России, осуществляют дополнительные инвестиции в нашу экономику, платят налоги, способствуют созданию новых рабочих мест.

Да, иностранные инвестиции полезны и неизбежны, но должен быть порог, который переступать нельзя. Присутствие зарубежного капитала в сферах, представляющих стратегические интересы страны, должно стать разумно ограниченным и контролироваться государством.

Источник: «Трибуна»