Чем больше наблюдаешь пикировку, случившуюся на форуме "Эксперта", тем больше нарастает ощущение бессмысленности затеянного разговора. Что мы узнали нового о журналистском образовании? Что оно никуда не годится? Что журфак МГУ - мажорная помойка? Что еще?
Есть ли тема для разговора?
Конечно же, тема есть, да еще какая. Если абстрагироваться от тональности высказываний автора, то, собственно, речь идет о следующем: бурно развивающаяся индустрия СМИ испытывает все нарастающий кадровый голод. Этот голод не могут удовлетворить ни факультеты журналистики, число котоpых умножилось за последние годы невероятно, ни волонтеры, специального образования не имеющие. А факультет журналистики МГУ вообще выпускает никуда не годных специалистов. Решительно ни на что не годных. Такова примерно концепция статьи, основной ее замысел.
Как всегда, все дело в более или менее верно расставленных акцентах. А они выстроятся хоть в какой-то логический ряд, если назвать несколько цифр.
Итак, в России только за девять месяцев этого года (на 1 октября) было зарегистрировано 2430 средств массовой информации. Из них 1657 печатных и 773 электронных. Возьмите количество новых СМИ и умножьте их на скромную цифру - 10. Вы получите примерную потребность новых игроков в журналистских кадрах - 24 300 человек. Еще примерно столько же понадобится менеджеров: директор, бухгалтер, коммерческий директор, менеджеры по продажам рекламы - куда без них? Не хотите умножать на 10, вам кажется эта цифра завышенной (заниженной) - умножьте на любую, которую вы считаете реальной. Все равно этого будет достаточно, чтобы понять состояние рынка труда в индустрии СМИ. Для справки: за год все факультеты журналистики страны выпускают едва две тысячи человек.
Еще цифры: по состоянию опять-таки на 1 октября 2005 года всего в Российской Федерации зарегистрировано 62 971 средство массовой информации. Из них 50 621 печатное и 12 350 электронных. Да, конечно, не все выходят в свет. Но выходит все больше. Россия сегодня охвачена СМИ-лихорадкой. К этому подстегивает целый ряд факторов - от предстоящего политического сезона 2007/08 года до банального желания подзаработать на рынке рекламы, растущем ежегодно более чем на 30% (данные Ассоциации коммуникационных агентств России).
Близок ли рынок СМИ к насыщению по количественным параметрам? Вряд ли, все только начинается. Вот еще несколько фактов: в этом году проведено десять конкурсов на получение права на наземное эфирное телерадиовещание. На участие в них было представлено 1040 заявлений. Победителями стали только 147 участников. Из них на осуществление радиовещания - 104, на осуществление телевизионного вещания - 43.
Обратите внимание на неудовлетворенный спрос. Люди, компании, группы, решившие однажды открыть СМИ, как правило, добиваются своего. И если в электронных СМИ рост хоть как-то, до прихода цифровых технологий, сдерживается техническими возможностями, то в сегменте печатных СМИ ограничителей практически нет, рынок пухнет от новых журналов. А если совсем нет денег, есть еще более дешевый способ заявить себя издателем - создать интернет-СМИ.
И всем нужны квалифицированные специалисты. Здесь и сейчас. Естественно, с прекрасным образованием, без амбиций, готовые денно и нощно трудиться на благо работодателя.
Пока мы говорим только о СМИ. Но есть еще армада пресс-служб, пиар-служб на предприятиях и в ведомствах всех отраслей и мастей, в партийных и околопартийных организациях, есть мощная рекламная отрасль. И все, решительно все тоже реально нуждаются в квалифицированных журналистах или, на худой конец, в специалистах, умеющих писать грамотные тексты, создавать информационные поводы.
Национальный кадровый дефицит специалистов, обладающих журналистским образованием или хотя бы профессиональными навыками в этой области, сегодня в цифрах нигде не зафиксирован. Никто никогда не считал. Можно только предположить - их нужно очень много.
В общем, не хочется нагонять жути, но налицо дикий дисбаланс на рынке труда кадров для СМИ. Спрос превышает предложение в тысячи раз. Именно этот гиперспрос позволяет первокурсникам факультета журналистики, которые еще не разобрались в том, чем информация отличается от интервью, находить работу. Часто высокооплачиваемую. К четвертому курсу работают все, кто считает это необходимым. Причем часто уже на руководящих должностях в уважаемых СМИ.
Может ли проблема нехватки кадров для СМИ решиться бодрой пикировкой на форуме "Эксперта"? Очевидно, нет. Поезд ушел, господа. Лет десять назад. Одна лишь польза может случиться от дискуссии - публичное признание того факта, что теперь предстоит долгая, нудная работа по созданию в России системы подготовки и переподготовки кадров для СМИ в индустриальном формате. С участием университетов, естественно. Но не только их одних.
Индустриальный пейзаж
Многие проблемы сегодняшних СМИ, не только кадровая, порождены отсутствием индустриального опыта. В отличие от других отраслей национальной экономики, которые имели хотя бы советскую историю, мы не имели и таковой. Формально индустрии исполняется на днях 14 лет - в декабре 1991 года был принят российский Закон о СМИ, одномоментно превративший их в участников рынка. На реальном же рынке СМИ оказались с января 2005 года, после отмены последней льготы - по НДС. То есть нам, строго говоря, года еще нет. Все эти годы льгот при отсутствии реальных институтов адаптации молодой индустрии к рынку привели к весьма странным результатам.
Младенчество и отрочество - время, конечно же, прелестное, но оно грешит некоторыми недостатками. Среди прочих - слабая самоидентификация субъекта. Индустрия СМИ сегодня - такая же, совершенно не представляющая ни своих размеров, ни своего места в национальной экономике, ни своих реально, объективно существующих проблем.
Кадровые проблемы появились не вчера. Они родились на стыке новой структуры индустрии и старой системы подготовки кадров. Новая структура, если в двух словах, состоит из базовой отрасли, которая производит контент (сообщение, текст) для аудитории, и отраслей-смежников, занимающихся доставкой контента потребителю (каналов доставки). И если с кадрами, работающими с созданием контента, существующая система образования журналистов хоть как-то еще справляется (впpочем, и здесь не счесть проблем), то с кадрами для отраслей смежных не справляется никак. Университеты попросту не готовят менеджеров, технических специалистов, специалистов рабочих профессий для СМИ. Попытки есть - в УрГУ им. А. М. Горького на факультете журналистики работает отделение ММР (менеджмент, маркетинг, реклама), в МГУ с января этого года заработала кафедра теории и экономики СМИ, четыре года работает спецотделение по переподготовке уже работающих топ-менеджеров "Экономика и менеджмент СМИ". Ну и что - это даже не капля в море. Индустрия СМИ задыхается не только без собственно журналистов и квалифицированных менеджеров - ей нужны юристы, ИТ-специалисты, представляющие специфику СМИ. Таковых тоже никто не готовит, по крайней мере в индустриальных масштабах.
Индустрия СМИ, если оценивать ее формально, с точки зрения статистики, мощна сегодня как никогда. Через нее проходят десятки миллиардов долларов в год. Но она чрезвычайно слаба на уровне конкретного предприятия. Слаба опять-таки из-за отсутствия исторического опыта индустриальной жизни, из-за неокрепшего менеджмента, из-за практического отсутствия институциональных основ, из-за отсутствия реальных, признанных лидеров индустрии не на уровне олигархических групп, а на уровне персон.
Каждое конкретное СМИ в России имеет устойчивую перспективу только в рамках развития индустрии. А чтобы развиваться, она должна выстроить самостоятельно все свои институты, в том числе собственную систему подготовки кадров, основанную на четко выверенных индустриальных стандартах, как качественных так и количественных. Сегодня же газеты, журналы, телерадиокомпании в промышленных объемах занимаются самопальной переподготовкой кадров "под себя" и "для себя". На основе собственных представлений о стандартах профессии в том числе.
Есть ли такие стандарты?
Стандартов журналистской профессии в России сегодня нет. Как нет стандартов других профессий для индустрии СМИ. Раньше они хоть как-то формулировались руководящей и направляющей. При всех известных недостатках процесса это было доступное знание. Сегодня такое знание отсутствует. Попробуйте ответить на самые простые вопросы: какими качествами должен обладать российский журналист? А менеджер российского СМИ? Где можно ознакомиться с исчерпывающим списком качеств, которыми, по мнению индустриального сообщества СМИ, должен обладать выпускник факультета журналистики? Когда и где в последний раз без эмоций, на технологическом уровне обсуждался этот вопрос?
Вопросы о неведомом. Их обсуждение из области публичной давно переместилось в лучшем случае внутрь редакций. По сути, сегодня сколько редакций - столько и стандартов.
Именно поэтому при подготовке студента на факультете журналистики его отпускают "в поля" уже на втоpом-тpетьем курсе. Аргументация проста: чем раньше студент попадет в конкретное СМИ, тем раньше поймет его профессиональные требования к работникам. И если они устроят обе стороны, со временем обретет работу. Иного не дано.
Иным способом понять концепцию издания, его формат, его набор требований к работнику попросту невозможно. Хотя бы потому, что до сих поp все эти документы никому не удавалось увидеть в завершенном виде. Действительно необходимые в практической жизни хотя бы для того, чтобы на их основании разработать внятный правовой пакет для собственных работников, состоящий из должностной инструкции и трудового соглашения, эти документы существуют, как правило, только в сознании руководителей да в редакционных традициях, поддерживаемых старожилами.
Попробуйте задать пару простых вопросов самому себе, если вы руководите СМИ. Что такое "концепция издания"? Что такое "формат издания". Ответив на эти вопросы, постарайтесь обнаружить в родной редакции искомые документы и должностные инструкции, разработанные на их основе для сотрудников.
Можете не трудиться - вряд ли вы их обнаружите. Зато наверняка найдете в себе силы сказать неугодному работнику: вы работаете не в формате нашего издания, нашей радиостанции, нашего канала, вы не попадаете в концепцию.
Зона напряжения между рынком труда и конкретной редакцией часто малоосязаема. Например, каждый редактор хотел бы, чтобы пришедший наниматься на работу в совершенстве знал формат его СМИ. И это в отсутствие такового в виде документа. В лучшем случае потенциального работника ждет рассказ о внутренних стандартах редакции. В худшем - совет поискать работу в другом месте.
Что дальше?
А дальше нужно начинать работать. Собирать еще одну индустриальную конференцию, например. Ставить на ней все прозвучавшие во время этой дискуссии вопросы, выбирать реального лидера индустрии. Только одного и уважаемого. Создать вокруг него лоббистский пояс. Уже из многих, но тоже уважаемых. Подтянуть деньги и реальные идеи. Признать, что индустрии нужны разного рода специалисты - от рабочих до академиков. Создать в итоге национальную программу журналистского образования, включающую в себя несколько уровней, условно говоря, ПТУ, техникум, институт, а потом уже университет. Как во всем мире, но с учетом национальной специфики, куда без нее. Создать систему переподготовки уже работающих в индустрии. В общем, ничего нового. Если в нескольких словах - создать проект "Современные кадры для СМИ России". А потом этот проект запустить. Это очень важно, запустить его, а не заболтать.
Перспективы у СМИ как у индустрии захватывающие. Научно-технический прогресс никто пока не отменял. "Цифра" даст возможность расширить мир телерадиоканалов до бесконечности. Все это потребует огромного количества профессионалов, умеющих работать с контентом и как с текстом, и как с товаром.
Очень важно еще расстаться с иллюзиями по поводу университетских журфаков. Они никогда не перестроятся на марше. Они никогда не будут оперативно реагировать на вызовы рынка. Потому что их природа иная, они университеты. В сегодняшних условиях они как поставляли на рынок малую толику необходимых кадров, так и будут этим заниматься очередные 250 лет. Университеты, как бы странно это ни звучало, должны всего лишь занять свое место в будущей системе подготовки кадров для СМИ. Достойное, но свое. Они никогда технологически не справятся с запросами растущей на 30% в год индустрии, которой сегодня требуются все - от юристов до ИТ-специалистов. Университеты так быстро не создаются и так быстро не перестраиваются под злобу дня. Но они в состоянии помочь профессиональному сообществу осмыслить проблему и помочь выработать пути ее решения. Попытка превратить систему университетского образования в промышленный конвейер ведет только к увеличению в студенческой среде тех, о ком так хлестко и смешно написал г-н Тимофеевский.
Вопреки же расхожему мнению выпускники журфака МГУ в основном работают по специальности. Вот данные за 2004 год - 70%. Это больше, чем когда-либо раньше.
Валерий ИВАНИЦКИЙ, доцент факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова Мнения:
Я. Н. Засурский, декан факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова: - Проблема качества журналистского образования ставится не в первый раз. И, надеюсь, не в последний. Ее, конечно, нужно признать в качестве индустриальной проблемы. Но, увы, признанием одним она не решается. Нужен целый комплекс мер на государственном уровне, чтобы изменить кадровую ситуацию в индустрии СМИ в лучшую сторону. Все, что возможно, делается в этом направлении и на нашем факультете. Могу привести массу аргументов в пользу того, что журналистское образование в стенах МГУ не только не прекратило своего существования, но и развивается достаточно бурно. Только несколько фактов: открыта кафедра теории и экономики СМИ, целый ряд специальных отделений по переподготовке кадров, научные центры и так далее. Наши студенты имеют все возможности стать образованными людьми, высококлассными профессионалами, и они ими становятся. По крайней мере, они успевают следить за современными технологиями, представляют, что такое мультимедийность СМИ. Да, профессия журналиста такова, что она требует своевременного включения студента в практику. И мы сегодня на факультете с пониманием относимся к тем, кто совмещает работу с учебой на факультете. Но и этого недостаточно. Факультет очень нуждается в помощи практиков, готовых часть своего драгоценного времени посвятить педагогической работе, работе со студентами. Это очень непростая работа - пока еще, по сути, неоплачиваемая и, наверное, не всегда интересная практикам. Но без подобного сотрудничества нет будущего.
Решительно приветствую любую дискуссию, которая ведет к улучшению работы факультета, но также решительно не согласен с попыткой г-на Тимофеевского представить наших студентов некими митрофанушками, безграмотными мажорами. Открою для читателей уважаемого "Эксперта" страшный секрет: все в этом мире меняется, студенты меняются меньше всего. Sapienti sat.
А. В. Власов, генеральный директор медиагруппы "Европейская пресса": - Абсолютно точно - поезд ушел. Рассчитывать на то, что, встряхнув как следует профессуру журфака МГУ, отвесив им несколько публичных оплеух, мы в моментальном режиме все отладим на своих предприятиях - наивно и непрофессионально. Работая на локальном рынке Калининградской области и делая практически половину газет в области, не понаслышке знаю, что такое "ценный журналистский кадр" и как он воспитывается. Выпускников факультета журналистики (а у нас в Калининграде тоже есть такой) просто на всех не хватает. Упустив с индустриальной точки зрения кадровую ситуацию, теперь мы, издатели и главные редакторы, обречены на многолетние мучения с кадрами и "кадрами". Будем делать журналистов внутри корпораций, создавая кустарные факультеты и факультетики переподготовок. Кого только мы уже не рекрутировали в журналисты: от сторожей и водителей до бывших военных и несостоявшихся технарей. Но костяк коллектива - профессиональные журналисты. Я не выпускник МГУ, образование получил в Уральском государственном университете. Но в МГУ (получив перед этим степень МВA) прошел переподготовку на спецотделении "Экономика и менеджмент СМИ". Планирую теперь переподготовить на нем в ближайшие годы большинство своих топ-менеджеров. Жалко, нельзя послать сразу человек тpидцать. Набор ограничен. А в других местах подобных программ нет.
Источник: "Эксперт"