Государственное регулирование института подписки – шаг к духовному возрождению нации

20 декабря с.г. в помещении Государственной Думы состоялся круглый стол, проводимый Ассоциацией распространителей печатной продукции и Комитетом по информационной политике Госдумы РФ, по теме «Проблемы законодательного обеспечения института подписки на периодическую печать в Российской Федерации».

В работе круглого стола приняли участие депутаты, топ-менеджеры ведущих московских и региональных издательских и распространительских домов, представители министерств и ведомств, а также журналисты и гости мероприятия.

Президиум круглого стола представляли Александр Крутов, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по информационной политике, Александр Оськин, председатель правления АРПП, и Марина Переверзева, вице-президент Гильдии издателей периодической печати.

В ходе круглого стола были подняты актуальные проблемные вопросы в области законодательного обеспечения института подписки на периодическую печать в Российской Федерации, как единственного на сегодняшний день социально значимого поставщика услуг по доставке подписных тиражей населению России.

Были заслушаны доклады, связанные с организационными, экономическими и социальными аспектами, от которых зависит эффективность функционирования института подписки на периодическую печать в Москве и регионах.

Во вступительном слове Александр Крутов, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по информационной политике, охарактеризовал общую ситуацию, сложившуюся в сфере подписке, как сложную, и подчеркнул коллективную ответственность работников «Почты России». Он отметил необходимость разработки и принятия федеральной целевой программы и бюджетного финансирования подписки на периодическую печать, а также принятия специального закона о почтовой связи.

А.Крутов призвал Думу и законодательное собрание Российской Федерации к активной помощи в укреплении института подписки как уникального инструмента в реализации конституционных прав граждан на свободную информацию.

Участникам круглого стола было предложено рассмотреть предложения АРПП о принятии ряда федеральных законодательных актов и постановлений, способных сформировать эффективные рыночные механизмы в сфере издания и распространения периодических печатных изданий.

Президент АРПП Дмитрий Мартынов затронул общие проблемы современного рынка СМИ, коснувшись прежде всего состояния подписки на сегодняшний день. Он отметил необходимость принятия ряда законодательных мер по оптимизации и регулированию данного института, изменения, в частности НДС, на подписку, который почти в два раза превышает НДС по рознице. Помимо государственного регулирования, необходимо, отметил он, сотрудничество между издателем и распространителем, а не конкурентная борьба.

Федеральная целевая программа и бюджетное финансирование подписки на периодическую печать необходимо в рамках законодательного обеспечения института подписки на печатные издания, отметил в своем докладе Геннадий Кудий, начальник отдела периодической печати ФАПМК.

Представители «Почты России», Игорь Сырцов, генеральный директор, и Игорь Мандрыкин, руководитель дирекции по коммерческим операциям, охарактеризовали ход подписной кампании на первое полугодие 2006 года, а также разъяснили собравшимся новую тарифную политику Почты, в основу которой положены принципы экономической целесообразности и прозрачные критерии ценообразования.

А. Оськин в своем выступлении акцентировал внимание участников круглого стола на ответственности совершенствования института подписки всех сторон подписного процесса: издателей, подписных агентств и Почты России. На западе подписка всегда дешевле розницы, кроме того, издатель тратит значительные средства на сохранение и развитие подписки, что в России происходит крайне редко. В доставке подписных тиражей самым дорогостоящим звеном является т.н. «последняя миля», т.е. от отделения связи до почтового ящика. На нее приходится 80% расходов по доставке. Именно эта часть и нуждается в целевых дотациях государства, подчеркнул Оськин. Единую систему тарификации подписных цен по России, введенную «Почтой России», как положительный факт отметил Андрей Шишлин, генеральный директор ООО «Межрегиональное агентство подписки», назвав эту меру политической и экономической необходимостью. Антон Щеголихин, заместитель руководителя Федерального агентства связи, отметил необходимость правового регулирования рынка услуг по распространению и доставке периодических печатных изданий по подписке.

Проблемы налогообложения в подписке были подняты в выступлении Сергея Клокова, генерального директора издательского дома «Планета здоровья». Был рассмотрен вопрос о льготном налогообложении производства и реализации прессы.

Марина Переверзева, вице-президент ГИПП, подчеркнула взаимосвязь между институтом подписки и смежными областями в сфере СМИ, подробно остановившись на вопросе зависимости института подписки на периодические печатные издания от конкурентности условия приобретения газетной бумаги и производства печатной продукции. Вячеслав Керов, корпоративный директор по распространению издательского дома «Ашет Филипаки Шкулев», рассказал слушателям о зарубежном опыте в решении организации подписки на периодическую печать.

Подводя итоги круглого стола, Александр Крутов подчеркнул ответственность каждого участника медиарынка за возрождение духовности и национальных идеалов России. Помимо четырех национальных проектов, определенных Президентом РФ Владимиром Путиным, необходимо, подчеркнул он, ввести пятый национальный проект - проект о культуре. Единственный способ преодоления кризиса духовности нации – единение усилий и сотрудничество всех операторов рынка СМИ. Важной задачей является по опыту европейских стран введение льготного налогообложения на печатные СМИ – как подписку, так и розницу.

По итогам круглого стола была создана редакционная комиссия, в которую вошли восемь представителей медиасообщества, целью которой является разработка рекомендаций по итогам мероприятия для составления рабочей группы по созданию федеральной целевой программы развития подписки на периодическую печать в России, как социального инструмента, обеспечивающего реализацию конституционных прав граждан на свободу слова и доступность любых печатных СМИ на территории всей страны.

Пресс-служба АРПП