Прогнозы пессимистически настроенных участников подписного рынка, предрекавших неминуемое "катастрофическое падение тиражей" на периодику, не оправдались. Судя по цифрам, озвученным Игорем Сырцовым, сверхприбылей "Почта России" на подписке также не заработала. По данным на начало нынешнего декабря, оборот предприятия от оказания услуги по подписке вырос на 4 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Но доходы почтовиков от оказания этой услуги снизились на 5 процентов. Участники "круглого стола" - депутаты, почтовики, издатели и другие участники рынка сделали вывод, что новая система расчета тарифов на доставку прессы все же упорядочила подписной рынок и значительно повысила его прозрачность. Упреки некоторых участников рынка в адрес национального почтового оператора, звучавшие после внедрения новой тарифной системы, оказались необоснованными.
Кроме того, как отметил начальник отдела периодической печати Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Геннадий Кудий, в ряде регионов, где почта снизила расценки на доставку прессы, некоторые издатели сразу повысили собственные отпускные цены, чтобы конечная цена для подписчика осталась на прежнем уровне. И труды почтовиков, направленные на снижение конечной стоимости на подписку, оказались напрасными.
По предварительным данным "Почты России", объемы подписки в этом полугодии все же снизились на 2 процента. Но такая же тенденция с похожими показателями в нашей стране сохраняется уже на протяжении последних десяти лет.
Как отмечалось в выступлениях участников "круглого стола", в этом частично виноваты все участники подписного рынка. Институт подписки сегодня вытесняется продажей газет и журналов в розницу. Почтовые ящики в многоэтажных домах горожан, за состояние которых отвечают муниципалитеты, находятся в плачевом состоянии. Качество и сроки доставки подписных изданий пока далеки от желаемых. Но главное - в стране почти не проводятся маркетинговые мероприятия по стимулированию подписчиков со стороны издательского сообщества. Правда, почтовикам благодаря проведению рекламных и маркетинговых акций в большинстве регионов, где после перехода на новую систему произошел существенный рост цен на доставку периодики, все же удалось не только сохранить прежние темпы подписки, но и даже несколько повысить их. Например, в Ростовской области при повышении цен на 18 процентов, в Кемеровской области при повышении тарифов на 27 процентов, в Краснодарском крае рост цен - на 22 процента, в этих регионах удалось выйти на прежние уровни подписных тиражей и даже их превысить. Во ФГУП "Почта России" делают вывод, что активность подписчиков очень сильно может измениться в лучшую сторону, если проблемы подписного рынка будут решать совместно все его участники - издатели, подписные агентства и, конечно, сами почтовики. Закрывая заседание, зампред Комитета Госдумы по информационной политике Александр Крутов добавил, что благоприятные условия для формирования эффективной подписной системы необходимо создать на уровне правительства. По его мнению, одним из вариантов могло бы стать выделение бюджетных средств на дотацию доставки газет и журналов подписчикам.
Источник: «Российская газета»