Формально это совещание было посвящено «перспективам обустройства и содержания остановочных комплексов на территории нашего города» и на нем подводились промежуточные итоги выполнения поручения главы горадминистрации, которое было дано три месяца назад управлению архитекторы и градостроительства Брянска. Главный архитектор Юрий Сорокин отчитался, что «на данный момент уже завершены работы про инвентаризации остановок города. Кроме того, определены три типа остановочных комплексов: малый — навес, средний — включающий в себя киоск и большой — включающий торговый павильон». Дислокация остановочных комплексов (а их в Брянске сейчас более 600 единиц всех трех видов — но чисто эстетически они не выдерживают за редким исключением никакой критики) будет утверждена на сессии горсовета в феврале будущего года с тем, чтобы уже летом вплотную заняться обустройством остановок. Зимой будет также проведен конкурс среди дизайнеров и архитекторов по определению лучшего типа остановочного комплекса.
За оставшееся время управлению архитектуры и градостроительства предстоит решить, цитируя пресс-службу горадминистрации, «насколько единообразными должны быть остановочные комплексы — только ли по структуре или и по окраске тоже, на какой срок целесообразнее выделять землю под создание остановочных комплексов — на год или на три года, что делать с остановочными комплексами-павильонами, которые сейчас мешают расширению улиц и проведению работ по повышению безопасности движения, как выстроить политику в сфере обустройства остановочных комплексов, используя финансовые возможности частных инвесторов, не нарушая интересов города в целом».
Как пояснил Юрий Сорокин, на оживленных улицах предпочтение будет отдаваться малым и средним остановочным комплексам — то есть фактически тем, которые с киосками. И еще цитата из г-на Сорокина: «Если же на остановке будет стоять киоск, то торговать в нем будут преимущественно печатной продукцией, а не сигаретами с шампунем». Наряду с прозвучавшими на совещании от ответственных лиц заявлениями, что многие остановочные комплексны, по сути дела бесхозны, «а без четкого определения собственника или балансодержателя говорить об инвестициях и реконструкции нет смысла» (то есть, каждому остановочному комплексу определят хозяина), можно смело говорить о том, что городские власти озаботились в том числе и о создании альтернативной «Брянсксоюзпечати» сети распространения периодических СМИ. Идея о создании альтернативной сети распространения была высказана весной этого года депутатом горсовета нынешнего созыва Андреем Дрензелевым.
Идея не лишена практического здравого смысла: за монополистом в этой сфере — ОАО «Брянсксоюзпечать» — тянется устойчивая слава одного из худших предприятий Центрального региона на этом рынке. О постоянных долгах «Брянсксоюзпечати» редакциям газет (деньги за продаваемые газеты) среди редакторов ходят легенды — задержки платежей достигают полугода (именно столько, например, «Брянсксоюзпечать» не платила ЗАО «Брянский Медиа Холдинг» за распространение газеты «Наш Брянск. Суббота»). Перечень продукции в киосках «Брянсксоюзпечати» достигает пятисот наименований, и периодическая печать занимает совсем не центральное место в нем. Газет подчас просто не видно за шоколадками, презервативами и хитом продаж — «питьевым лосьоном» «Троя». Зарплата киоскеров низкая, поэтому они пытаются компенсировать ее «левыми» сделками, манипулируя товаром. Нередки случаи, когда киоскер просто исчезает с выручкой в 50-70 тысяч рублей. Несмотря на проблемы «Брянсксоюзпечати», ее генеральный директор Александр Гурдин упорно продолжает вести все ту же политику.
Появление новой сети киосков может оживить торговлю периодической печатью в Брянске. До сего момента какой-либо реальной конкуренции «Брянсксоюзпечать» не имела — несколько «лоточных» сетей не в счет. Между тем, в соседних областных центрах ЦФО есть по несколько сетей распространения, и, как результат, тиражи газет в этих областях стабильно превышают 15-20 тысяч экземпляров (в то время, как в Брянской области 10 тысяч считается нормальным тиражом). Так, например, тираж курской газеты «Друг для друга» составляет 45 000 экземпляров, воронежской газеты «Моё!» — 100 000, тульской «Слободы» — 120 000 экземпляров.
Однако, первые слухи о возможной организации новой сети киосков Гильдией предпринимателей, составляющей основу горсовета, вызвали легкую панику. Общий их смысл сводился к следующему: «Летом вообще всех частников, кто торговал газетами на улицах, городские власти разгонят, чтобы пейзаж городской не загрязняли. Власть хочет всех несознательных и неорганизованных частников разогнать и монополию на торговлю прессой кому-то отдать. Нашелся буржуй, сейчас все в городе скупит и своих торговцев расставит, а те цену заломят...» Мотив страхов также понятен: для того, чтобы развернуть в городе нормальную сеть распространения, необходимо добиться выделения земельных участков под киоски. Учитывая тот факт, что идея создания розничной сети исходила от председателя комитета горсовета по местному самоуправлению, связям с общественными организациями и СМИ Андрея Дрензелева, входящего в Гильдию, настроения можно понять.
Появления сети киосков на остановочных комплексах (кстати, аналогичная сеть действует в Курске), согласно планам городских властей, следует ждать уже летом следующего года. Именно тогда и выяснится, оправданы ли страхи частных распространителей и тревога за свое будущее «Брянсксоюзпечати».
Источник: ИА «Город_24»