В Торгово-промышленной палате образован новый Комитет по предпринимательству в сфере СМИ

В Торгово-промышленной палате образован новый Комитет по предпринимательству в сфере средств массовой информации и книгоиздательства. Его возглавил генеральный директор "Российской газеты" Александр Горбенко. Шесть экспертных советов по различным направлениям деятельности выстроены, исходя из понимания наиболее острых проблем четвертой власти.

1 октября 2005 года в Российской Федерации было зарегистрировано около 63 тысяч СМИ - приблизительно одно средство массовой информации на две с половиной тысячи граждан. Свыше 50 тысяч наименований - периодические издания. Правда, реально действуют только треть от зарегистрированных, но и в этом случае цифра впечатляет.

Проблемы, которые существуют в этой сфере, масштабны и многоплановы. Скажем, суммарный годовой тираж российской периодики составляет 9,6 миллиарда экземпляров. Вместе с тем, по оценкам аналитиков, тиражи газет и журналов неуклонно падают на 3-5 процентов в год. А это значит, что рынок объективно будет сужаться и выжить на нем сможет только перспективно мыслящий издатель, имеющий определенную экономическую самостоятельность и запас финансовой прочности.

Председатель нового комитета Торгово-промышленной палаты Александр Горбенко считает, что давно назрела потребность в изменении ряда норм смежных законодательств. Уставшие от двойственности трактовок издатели с нетерпением ждут поправки в федеральный закон "О рекламе", которая бы устанавливала, что реклама в СМИ регулируется исключительно нормами этого закона. Целесообразной и полезной для развития рынка СМИ представляется также поправка в федеральный закон "О защите прав потребителей", предусматривающая включение печатной периодики как социально значимого товара в обязательный ассортимент организаций розничной торговли согласно их профилю. Возможно, необходима и поправка в федеральный закон "О почтовой связи", предусматривающая льготную, ниже себестоимости цену на доставку периодических печатных изданий как на социально значимую услугу.

Важным рычагом эффективного функционирования рынка прессы, по мнению Горбенко, могла бы стать государственная поддержка института подписки на периодику для населения. Строго говоря, реализовать конституционную роль прессы в нашей стране, с ее обширной географией и ярко выраженной неравномерностью экономического развития регионов, без этого невозможно. Но реальность, к сожалению, пока иная.

Согласно статье 18 федерального закона "О почтовой связи" распространение периодических печатных изданий по подписке не входит в число универсальных почтовых услуг и осуществляется на коммерческой основе. Соответственно дотирование из средств федерального бюджета не предусмотрено, а оказывать эту услугу себе в убыток "Почта России" не хочет да и не может. Функции социального значения для почты сегодня не являются приоритетными, поскольку основная задача любого предприятия, коим по статусу является ФГУП "Почта России", - извлечение прибыли.

Вот почему озвученная рядом профессионалов идея разработки и принятия федеральной программы развития института подписки на периодическую печать в Российской Федерации как социального инструмента по обеспечению конституционных прав граждан на свободу слова и доступность информации представляется актуальной и заслуживает поддержки. Много нерешенных вопросов накопилось в книгоиздании. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, 37 процентов россиян книг вообще не читают, 52 процента считают излишним тратить деньги на их приобретение. По количеству выпускаемых изданий на душу населения мы сильно отстаем от среднеевропейского уровня. "За последние пять лет, - рассказывает Александр Горбенко, - Россия попала в мировую пятерку по количеству наименований издаваемых книг. Но мы практически не увеличили тиражи. Более того, произведения, которые можно спокойно купить в Москве, невозможно найти, отъехав на 50-100 километров, не говоря уже о Сибири. Сложная ситуация с книготорговыми организациями. Если в Европейском союзе один книжный магазин приходится на 8-10 тысяч человек, то у нас в среднем на шестьдесят тысяч". К большому сожалению, сейчас нашу литературу неважно знают в мире. Даже знатоки России и русской культуры могут назвать четыре-пять, максимум десять имен современных российских авторов. Ни на одном из крупных книгоиздательских рынков - англоязычном, немецком, итальянском, японском - мы не найдем заметного числа книг наших писателей. Это не адекватно сегодняшнему уровню отечественной литературы.

"Анализируя состояние рынка СМИ России, - говорит Александр Горбенко, - необходимо признать, что в настоящее время все еще в значительной степени сохраняется зависимость средств массовой информации от государственных денег. Из федерального, региональных и муниципальных бюджетов в прошлом году средствам массовой информации было перечислено свыше 400 миллионов долларов в качестве господдержки. Это немалая цифра. Но ведь еще присутствует и финансирование в виде так называемого административного ресурса. Это преференции в виде бесплатной рассылки, команды в розничные сети, давление на рекламодателя, льготный режим использования офисных площадей и так далее.

Значительные финансовые и ресурсные вливания в печатные и электронные СМИ серьезно деформируют как общероссийский рынок, так и локальные медиарынки, поскольку создают неравные экономические условия для их развития. Вот лишь один яркий пример. В комитет обратился Валерий Александрович Безпятых, главный редактор газеты "Городские вести" города Ревды Свердловской области. Он сообщает поистине удивительные факты. К примеру, муниципальному еженедельнику "Артемовский рабочий" с тиражом 3500 экземпляров на весь год требуется 9,5 тонны газетной бумаги. Постановлением главы муниципального образования ему выделено 16 тонн, что составляет 168 процентов от требуемого количества. Кроме того, в местном бюджете на 2005 год было запланировано финансирование этого издания в размере 520 тысяч рублей. В то же время в городе выходят три информационных издания общим тиражом 19450 экземпляров, куда местные власти предпочитают не обращаться. Муниципальному еженедельнику "Качнарское время" (тираж 3300) требуется 7,5 тонны бумаги. Выделено 11 тонн. В местном бюджете на оплату информационных услуг еженедельника запланировано 465 тысяч рублей. При этом в городе выходят еще четыре газеты общим тиражом 18 750 экземпляров".

Вывод однозначный: существующая сегодня система распределения бюджетных субсидий и дотаций лишает государственные СМИ мотивации к собственному развитию, создает трудности коммерческим СМИ, вносит перекосы в рынок рекламы и распространения. "Одним из парадоксов отрасли, - продолжает председатель комитета, - является то, что финансовая поддержка, прямая или косвенная, из бюджетов различного уровня не приводит к существенному повышению профессионального качества средств массовой информации. Гарантированные деньги тормозят развитие у сотрудников и руководителей СМИ бизнес-мышления, сужают возможности информационного плюрализма в регионе, а по большому счету несут угрозу свободе слова.

На наш взгляд, если муниципальные образования заинтересованы в распространении социально значимой информации, то совсем не обязательно целиком финансировать редакцию какой-либо газеты. Можно воспользоваться всеми имеющимися СМИ и за деньги, предусмотренные в бюджете, размещать необходимую информацию в форме государственного заказа".

Сегодня, к сожалению, вся отечественная пресса делится на две части. С одной стороны - те, кто живет по рыночным правилам и самостоятельно зарабатывает деньги. С другой - дотационные издания, способные худо-бедно существовать и без поиска дополнительных источников финансирования, но все же работающие на рынках рекламы, подписки и розницы. "В данном случае, - подчеркивает Александр Горбенко, - отличие частного бизнеса от государственного огромно. Любой учредитель либо инвестор коммерческого СМИ требует от своего коллектива внятного бизнес-плана, старается держать издание в рыночных отношениях. У дотируемой прессы этого нет. Получается, что государство своими деньгами убивает печатный рынок, чего не имеет права делать. Конечно, органы исполнительной власти обладают полномочиями учреждать СМИ и полностью или частично их финансировать, однако такие издания не имеют права участвовать в рынке. Иначе речь идет о недобросовестной конкуренции. И абсолютно ясно, что сегодня назрела необходимость создания новой системы господдержки средств массовой информации. Существующая практика выделения грантов, дотаций и субсидий должна быть заменена более эффективной конкурсной моделью, благодаря которой четвертая власть получит реальный стимул для своего развития".

Источник: «Россия» N1