Тенденции-2005: «распродажа» газет и бум автомобильных жуналов

В 2005 году российский рынок прессы продолжал интенсивно развиваться и структурироваться. Объем инвестиций в издательский и типографский бизнес увеличился, и это, в первую очередь, – следствие роста рекламных поступлений в печатные СМИ. Напомним, что в первом полугодии 2005 года по сравнению с первым полугодием 2004 года рост рекламных доходов прессы составил 16% (данные АКАР). Всего с января по июнь 2005 года рекламодатели потратили $620 млн. Журнальная реклама составила $260 млн. (прошлогодний показатель – $200 млн.), газетная – $140 млн. (в прошлом году – $115 млн.). В целом рекламные издания заработали на рекламе на 1% меньше – $215 млн. Как видим, наиболее динамично растет рекламная выручка у журналов. Поэтому неудивительно, что в 2005 году именно журнальный рынок, в основном, и радовал читателей новыми проектами.

Сегмент журналов: развитие по всем направлениям

Традиционно активно издатели себя ведут в сегменте женских журналов. Февральский запуск журнала «СамаЯ» (ИД «ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА») тиражом 300 тыс. экз. – пожалуй, первая внятная попытка создать достойное ежемесячное издание для российских женщин, построенное целиком на отечественном материале. Кроме того, издатель мудро избежал прямой конкуренции с «глянцем», заняв полупустую нишу woman`s advisory – журнала-советчика для женщин, и нацелился в первую очередь на региональную аудиторию, основной массе которой дорогие глянцевые журналы не по карману (а розничная цена на «Самую» не превышает 50 руб.). Сейчас «СамаЯ» уже выходит и в мини-формате.

Среди новых глянцевых журналов в высоком ценовом сегменте для женщин можно отметить появление русских версий французского издания «Madame Figaro» (ИД Select Media) и американского «In Style» (ИД «СК Пресс»). «Madame Figaro» позиционируется как журнал «для умных женщин» и сочетает статьи о психологии и бизнесе с рассказами популярных писателей. Тематика и, соответственно, аудитория «In Style» обширнее. По содержанию русская версия всемирно известного издания конкурирует с такими журналами, как «Vogue» и «ELLE», однако рамки целевой аудитории у него шире, чем у этих проектов. По словам издательского директора «СК Пресс» Евгения Адлерова, «In Style» рассчитан на женщин до 39 лет, в то время как аудитория «Vogue» и «ELLE» ограничена 34 годами». Отметим, что к лицензии на «In Style» приценивались сразу два издательских гиганта – «Индепендент Медиа» и Conde Nast, но в итоге право издавать журнал в России оформил ИД «СК Пресс», для которого это первый женский проект. Нужно упомянуть и о запуске в конце года нового ежемесячного журнала «Psychologies» в издательском доме Hachette Filipacchi Shkulev (HFS). Журнал о психологии человеческих отношений пока выходит как приложение к «ELLE», «Marie Claire» и «Счастливые родители», но уже по первым результатам продаж увеличивает тираж на 30 тыс. экземпляров – до 180 тыс.

Любопытный проект появился в Санкт-Петербурге – журнал «Business Woman», он публикует полезную информацию для деловых женщин. А для юных читательниц, которые пока еще не заняты карьерой, издательство «Бауэр-Логос» запустило новый развлекательный журнал «I love you».

Одна из важных тенденций журнального рынка в 2005 году – рост числа изданий о рынке недвижимости. Так, издательский дом Building начал выпускать журнал для покупателей и арендаторов коммерческой недвижимости «Building Commercial». Издание адресовано брокерам и консультантам, работающим с коммерческой недвижимостью, а также специалистам по недвижимости торговых и финансовых компаний. Другой новичок в этой тематической нише только готовится к изданию. Русская версия журнала о международной недвижимости «Homes Overseas» является совместным проектом российского издательского дома Global Media Group и британской медиакомпании Blendon Communication. Названные издания роднит то, что оба они ориентированы на высокодоходную аудиторию.

Оправдывая прогнозы экспертов, активно насыщается сегмент автомобильных журналов. В 2005 году здесь был настоящий издательский бум. Русскую версию немецкого журнала «Auto motor und sport» (одного из популярнейших в Европе) издает «СК Пресс», а ИД Axel Springer Russia выводит на рынок другой немецкий журнал – «Auto Bild». Кроме того, издательским домом «Сторм Медиа» запущен журнал «Supercar», посвященный элитным моделям иномарок; а издательство «Открытые системы» заключило лицензионное соглашение с английским Haymarket Publishing о выпуске в России журнала «What Car?», ниша журнала – содействие покупателям в выборе автомобилей, информирование о тонкостях автострахования, кредитования и безопасности. Наконец, российские поклонники скоростных автомобилей теперь могут читать знаменитый британский журнал «evo», который в нашей стране начал издавать ИД Mediasign.

Стабильно пополняется новыми проектами и сегмент изданий о высоких технологиях – в основном, за счет издательского дома game(land), который в 2005 году запустил два издания этой тематики. Журнал «SYNC», созданный по лицензии американской компании Ziff Davis Media Inc., адресован фанатам модного хай-тека – от мобильных телефонов до карманных компьютеров. А журнал «Digital Creative Arts», также лицензионный, обучает читателей самым разным видам компьютерного искусства, начиная с графического дизайна и заканчивая работой со звуком, видео и 3D-моделированием.

В категории luxury в минувшем году появился только один заметный журнал – «Boom» (издатель – Hachette Filipacchi Shkulev). Он выходит раз в квартал и адресован людям, преуспевшим в жизни и не стесненным в средствах.

Прекрасное начинание ИД «ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА» по изданию художественного журнала «Русское искусство» поддержал в 2005 году ИД «Индепендент Медиа. Sanoma Magazines», который в конце ноября запустил журнал «Эрмитаж» – издание об искусстве и культуре, выполненное на уровне глянцевых изданий premium-класса. Этот ряд вполне уместно продолжить журналом-галереей ZOOM (ИД MediaPub), почти полностью состоящим из фотографий. Аудитория журнала – не только фотомастера, но и любители, и вообще все люди, обладающие хорошим вкусом.

Несколько проектов 2005 года открыли новые ниши или продолжили осваивать полупустые. Например, ИД «Вкусная жизнь» выпустил иллюстрированный ежемесячный журнал «Ручная работа» – для тех, кто мечтает создать свой индивидуальный, неповторимый стиль в интерьерах, одежде, подарках. Причем издание могут читать и дети, и взрослые. ИД «Курьер» продолжил разрабатывать нишу изданий об алкоголе. К журналам «Под градусом» и «Whisky» в 2005 году добавился журнал «Магнум». Новое издание рассказывает о винах, ориентируясь на модные тенденции и придерживаясь доступного стиля изложения.

Похоже, после временного упадка оживляется сегмент деловых еженедельников. ИД «Индепендент Медиа» объявил о намерении запустить в России журнал «SmartMoney» («Умные деньги») – один из самых тиражных и успешных по рекламным сборам деловых журналов в США. Российская версия предполагает давать инструкции компаниям, как побеждать в конкурентной борьбе. Еще один американский бестселлер деловой журналистики – «BusinessWeek» – уже начал издавать ИД Родионова.

Из развлекательных изданий, родившихся в 2005 году, заслуживает внимания совместный проект издательского дома «СПН» (объединившегося, кстати, не так давно с белорусским издательством «Рематис-групп») и телеканала «ТНТ» – журнал «Реалити-шоу ДОМ-2», посвященный перипетиям популярного телевизионного проекта «Дом-2», а также повествующего о других отечественных и западных реалити-шоу. В нише спортивных изданий наиболее заметный новичок – журнал «CHAMPIONS», официальное издание Лиги чемпионов УЕФА в России, который выпускает ИД «Открытые Системы». Кроме того, в этот сегмент пришел издательский дом «Вокруг света», который купил у холдинга «Индепендент Медиа» компанию «Индепендент Спорт», издающую журнал «PROспорт».

Новая эпоха газетного рынка

На газетном рынке в минувшем году также произошло немало событий, связанных как со сменой собственников газет, так и с развитием изданий и запуском новых проектов. Самое крупное событие, безусловно, – продажа «Известий». Издательский дом «Проф-Медиа» расстался с 50,19% акций ОАО «Редакция газеты "Известия"». Новым контрольным акционером ведущей общенациональной газеты стал холдинг «Газпром-Медиа». Отметим, что покупка состоялась сразу же после того, как контрольным акционером «Газпрома» стало государство. А вот общественно-политический еженедельник «Московские новости» был продан в течение года дважды. Сначала Леонид Невзлин уступил газету украинскому холдингу Media International Group, президентом которого является Вадим Рабинович. А тот, спустя несколько месяцев, перепродал «МН» израильскому бизнесмену Аркадию Гайдамаку. Сохранит ли газета хорошо знакомый читателю либерально-полемический тон или вступит в новую жизнь с новой редакционной политикой – пока большой вопрос.

Продал один из своих газетных активов и Борис Березовский. Новый владелец «Независимой газеты» – бизнесмен и политик Константин Ремчуков – планирует сделать газету более современной по форме. Макет газеты и ее формат станут таблоидными, но содержание и редакционный состав газеты перемены не затронут. Идеалом для Ремчукова служит американская «Washington Post», где он специально изучал процесс производства газеты. В перечень тематических приложений «НГ» по инициативе издателя войдут «НГ-экономика», «НГ-бизнес», «НГ-политика», «НГ-светская жизнь», «НГ-коррупция» и «НГ-за рубежом».

Выпуск приложений, к слову, в последние два года стал для ежедневных газет одним из важнейших инструментов привлечения читательского внимания. Приятно, что газеты в приложениях стараются не копировать друг друга (как зачастую происходит с журналами), а создавать что-то действительно новое и уникальное. Самый яркий пример – два новых журнальных тематических приложения «Новых известий» – «Аэропорт» и «Pro Кино». Первое рассказывает о жизни российских и зарубежных аэропортов и их индустрии, второе – о киносъемках и новинках проката, о киноактерах и режиссерах. Оба издания распространяются бесплатно с общим тиражом «НИ». Очередное журнальное приложение выпустила и ежедневная «Газета». Журнал «Домой!» наполнен самой разнообразной развлекательной информацией.

Лидеры газетного рынка в ушедшем году продолжили экспансию в регионы. В частности, ИД «Московский комсомолец» начал издавать специальные выпуски еженедельника «МК-Воскресенье» в городах-миллионниках. Первое издание – «МК в Питере» – уже продается в Санкт-Петербурге. Формат еженедельника – стильное иллюстрированное издание выходного дня для всей семьи, детально освещающее события моды и шоу-бизнеса, кино и светской жизни, ТВ и спорта. На столичном рынке телегидов тактика борьбы за читателя несколько отличается от региональной. Здесь газета «Антенна» (ИД «ИнтерМедиаГруп») в 2005 году впервые вышла одновременно в двух форматах. Теперь читатель «Антенны» может выбирать, какой вариант газеты ему читать – А3 на 64 полосах или А4 на 112 полосах. Переход газеты на двойной формат – знаковое событие для издательского рынка. Это значит, что на смену эпохе обеспечения читателя исчерпывающей информацией пришла другая эпоха – создания максимально комфортного для читателя носителя этой информации. Посмотрим, какие изыски предложат издатели в наступившем 2006 году.

Источник: "Курьер печати"