В течение ближайших дней без электричества останутся около четырех тысяч объектов, в первую очередь это рынки. Кроме того, под отключение сразу же попали киоски с периодической печатью и торговые точки в метро. Гильдия издателей периодической печати уже призвала власти не лишать горожан свободного доступа к печатному слову. Нелегко пришлось и обладателям собранных в России иномарок. Они просто отказывались заводиться. Владельцы таких машин могут смело обращаться в суд. Тем более что прецеденты уже были.
В условиях наступивших 30-градусных холодов горожане все больше потребляют электроэнергии, включая обогреватели и калориферы. Чтобы снизить потребление энергии, московские власти решили ограничить подачу электричества на ряд объектов. Еще два дня назад речь шла о списке в сто предприятий, а уже вчера руководитель департамента потребительского рынка и услуг столицы Владимир Малышков заявил, что будут отключены около 4 тысяч объектов столичной розничной торговли из 40 тысяч. Какие именно объекты будут обесточены, в департаменте не определили, отдав право составить окончательный список префектурам.
Вчера стало ясно, что решение мэрии грозит столице информационной блокадой, по крайней мере в области печатных СМИ. Дело в том, что в списки обесточенных попали киоски с периодической печатью и метропресса.
"Уже 17 января была сокращена работа всех объектов торговли в метро, аппараты с газетами и журналами работали не с 6 и "до упора", а с 9 до 16 часов, - сообщила "Новым Известиям" менеджер Агентства распространения и печати "Тверская, 13" Виктория Лежепекова. - Продажа прессы в метро тут же упала на четверть. Кроме того, у нас не работали часть киосков в Зеленограде и пять киосков в Восточном административном округе".
Киоски с печатью были закрыты и в Северном округе. Однако больше всего жалоб от распространителей было на Восточный округ. "Действительно, ряд киосков с периодикой уже закрыты или включены в списки для обесточивания, - подтвердил "НИ" начальник отдела реализации печатной продукции комитета по телекоммуникациям и СМИ правительства Москвы Сергей Лобанов. - Некоторые префекты издали соответствующие распоряжения".
Первой на указание мэрии откликнулась префектура ВАО Москвы. "По районным управам уже разослано распоряжение префекта: "закрыть с 17 по 25 января рынки, ярмарки и объекты мелкорозничной некапитальной и нестационарной сети, в том числе остановочно-торговые модули", - сообщили "НИ" в управлении потребительского рынка ВАО Москвы. В этом же распоряжении прописано отключить подсветку витрин и рекламных стендов. "У нас уже все отключено, - подтвердили "НИ" в управе района "Преображенское". - В основном это автомагазины, автокафе, остановочные комплексы и киоски".
Уже известны случаи, когда сотрудники милиции силой заставляли владельцев киосков закрывать свою точку.
Развитие ситуации обеспокоило Гильдию издателей периодической печати. "Мы призываем муниципальные власти и правительство столицы не лишать москвичей и гостей города свободного доступа к печатному слову, - заявили представители гильдии. - При существенном дефиците количества точек по продаже прессы любое сокращение их числа приводит к резкому сокращению тиражей".
Под недоуменным натиском прессы правительство столицы решило дистанцироваться от действий префектур. Вчера руководитель департамента потребительского рынка и услуг столицы Владимир Малышков заявил журналистам, что в Москве не планируется закрывать киоски, торгующие печатной продукцией. "Это недоразумение. Видимо, кто-то перестарался", - прокомментировал Владимир Малышков отключение электроэнергии в киосках с периодикой на востоке столицы.
Мороз как тормоз
Но острее всего морозы почувствовали на себе автовладельцы. Вчера утром тысячи водителей не смогли завести двигатели. Справедливое раздражение сразу же возникло у обладателей машин "Форд", выпущенных на российском заводе под Санкт-Петербургом. Менеджеры компании не раз сообщали, что автомобиль будет адаптирован под реалии российской природы. Тем не менее крещенские морозы показали, кто в доме хозяин.
"Действительно, "Форды", которые производят на российском заводе, адаптированы к России, - сообщил "Новым Известиям" специалист официального дилера Ford Motor Company компании Major Дмитрий. - При изготовлении иностранных машин и российских используются разные материалы, кроме того, в российских моделях есть подогрев стекла, форсунок и других деталей. Российские "Форды" должны заводиться на морозе, однако "потолок" для них - минус 30 градусов. Более низкие температуры - это все-таки нестандартная ситуация".
По словам специалиста компании Major, на то, будет ли заводиться машина в мороз, влияет еще ряд факторов. Это в первую очередь вязкость масла. На сильном морозе оно густеет, и провернуть двигатель в таких условиях сложно. Кроме того, проблема молчащего двигателя может быть в аккумуляторе. "Зимой аккумулятор быстрее садится, поэтому стоит его время от времени подзаряжать, - говорит специалист компании Major Дмитрий. - Есть несколько нехитрых способов, которые могут продлить жизнь "электрического сердца" автомобиля. Кратковременная и частая эксплуатация аккумулятора быстро разряжает его, а при долговременных поездках он разряжается меньше. Кроме того, если аккумулятор на ночь взять домой, в тепло, то утром машину можно завести без проблем. Ну и обязательно надо следить за состоянием аккумулятора: чтобы все контакты были смазаны, а сам корпус - чистый".
Впрочем, если водитель уверен, что аккумулятор у него новый, масло ему заливали в техцентре официального дилера, а машина, несмотря на все заверения завода-изготовителя, не заводится при температурах на пять градусов ниже критической, то он может подать в суд. "В таком случае автовладелец действительно может обратиться в суд с заявлением, что машина не соответствует характеристикам, заявленным заводом-изготовителем или продавцом, - сообщил "НИ" юрист Московского общества по защите прав потребителей Антон Недзвецкий. - В нашей практике были подобные суды, и их выигрывали. В одном случае ответчики пытались аргументировать тем, что в России бензин плохой. Но мы доказали, что дело вовсе не в бензине. В конце концов оказалось, что в машине был дефектный блок управления автомобилем".
Но кроме машин встали еще и троллейбусы. Так, только в Москве вчера в течение всего дня постоянно росло количество сообщений об обрывах контактных троллейбусных проводов. В частности, накануне из-за сильных морозов произошел обрыв троллейбусной контактной сети на Ленинском проспекте в районе дома 79, были зафиксированы аварии на проспекте Мира и Дмитровском шоссе. В ночь на среду, когда температура воздуха в Москве опустилась до минус 28 градусов, в аварийные службы поступило 12 сообщений о повреждении троллейбусной контактной сети. А как сообщила "Новым Известиям" начальник пресс-службы ГУП "Мосгортранс" Ольга Терно, всего в столице ко вчерашнему вечеру было зарегистрировано 36 аварий, связанных с движением троллейбусов.
Не выдержала морозов и железная дорога. Движение электропоездов "Спутник" на участке Москва-Мытищи было приостановлено вчера утром. По информации пресс-службы Московской железной дороги, один из поездов "Спутник" вышел из строя в результате сильного мороза - у него отказала тормозная система. К счастью, вскоре движение электропоездов удалось восстановить. Неисправный состав был убран с платформы Мытищи, и движение поездов вошло в график.
Лето, ах лето...
Между тем скорого потепления ждать не приходится. "Температура воздуха в Московском регионе в ночь на 20 января может опуститься до минус 37 градусов", - сообщил "НИ" директор Гидрометцентра РФ Роман Вильфанд. Более того, метеоролог отметил, что ближайшие четыре дня окажутся наиболее холодными. В частности, вплоть до 26 января в восточных регионах Центрального федерального округа отклонения от нормальной температуры будут составлять от 14 до 20 градусов. По его словам, в ночь на субботу прогнозируются морозы минус 27-29 градусов, а в ночь на воскресенье - минус 23 - 28 градусов. Дневные температуры будут выше ночных всего на 3-5 градусов. Однако вряд ли подобные потепления станут ощутимыми для уже порядком замерзших граждан.
Таким образом, только в конце недели в европейской части России может произойти некоторое ослабление морозов. Так, в воскресенье температура днем составит минус 16-21 градус. "Но резкого и быстрого потепления ждать не стоит", - добавил глава Гидрометцентра. Кроме того, как раз к выходным одновременно с повышением температуры воздуха прогнозируется и усиление северо-восточного ветра, в результате чего будет казаться, что за окном по-прежнему стоят 30-градусные морозы.
Объясняя причины столь резких холодов, наступивших в России, г-н Вильфанд сказал, что произошла инверсия в переносе ветров, то есть вместо привычного для европейской территории страны западного направления ветра установился ультраполярный перенос - с северо-востока на юго-запад. В результате этих явлений к нам пришли холодные воздушные массы с арктических морей и Новой Земли. К тому же очень высокое атмосферное давление способствует выхолаживанию остывающей поверхности земли. "Продолжительность похолодания, которое наблюдается сейчас в России, будет рекордной", - добавил директор Гидрометцентра РФ.
МОСКВА - САМАЯ ХОЛОДНАЯ СТОЛИЦА МИРА
Абсолютный минимум температуры на нашей планете был зарегистрирован на российской станции "Восток" в Антарктиде в 1983 году: - 89,2оС. В Северном полушарии полюс холода находится в районе якутского поселка Оймякон: в 1933 году там было - 68оС.
В Москве абсолютный минимум температур был зарегистрирован 17 января 1940 года, когда столбик термометра опустился до минус 42,2. В городе-миллионере Новосибирске бывало и минус 51оС. И даже в Сочи абсолютный минимум температур составляет минус 22оС.
Тем не менее в мире трудно найти более холодную столицу, чем Москва. В Лондоне минимальная температура минус 11, в Париже - минус 17, в Вашингтоне - минус 20, в Берлине - минус 23, в Осло - минус 26, в Стокгольме - минус 27оС. И даже, казалось бы, в столице такой экстремально северной страны, как Исландия, - Рейкьявике - морозов холоднее минус 16оС не знали. Правда, в Оттаве бывало и минус 35оС, а в Хельсинки столбик термометра опускался и до минус 36оС.
ЕВРОПЕ НЕ ХВАТАЕТ ГАЗА
Из-за крещенских морозов и связанных с этим технологических трудностей транспортировки газа "Газпром" сокращает поставки газа в Европу. Вчера уже сократились поставки газа в Венгрию, на очереди другие страны. Европейских потребителей уведомляют о причинах снижения объемов поставок газа. Эта мера является чрезвычайной, вызванной ростом потребления газа в России. В "Газпроме" сообщают, что "делается все возможное, чтобы ограничения поставок газа европейским потребителям были как можно меньшими и чтобы объемы поставок газа в Европу как можно быстрее вернулись в норму".
Источник: «Новые известия»