Ещё совсем недавно Россия по праву гордилась званием "самой читающей страны мира". Из этого определения логично вытекал и факт высокой образованности россиян. И в самом деле, десятилетие назад в нашей стране трудно было найти человека, который бы не выписывал хотя бы одно печатное издание и не смотрел телевизор.

Сейчас все катастрофически изменилось, причем далеко не в лучшую сторону. СМИ по-прежнему в почете, но ряд факторов, увы, отделили их от населения высокой стеной. Результаты не замедлили сказаться: ныне 37 процентов граждан России не читают ни газет, ни журналов, ни даже книг, а 52 процента (какое кощунство!) вообще считают денежные траты на печатную продукцию излишними.

К счастью, несмотря на весь этот негатив, около 63 тысяч СМИ (а именно столько печатных и электронных СМИ насчитывалось в нашей стране на 1 декабря 2005 года) пока не находятся на стадии умирания. И, более того, некоторые из них чувствуют себя весьма неплохо. Особенно те, которые находятся под защитой богатых и влиятельных покровителей и соответственно преданно отражают их кровные интересы. Или те, кто подвизался на ниве рекламы. Вот почему, несмотря на растущее отвращение россиян к чтению, на 2,5 тысячи граждан нашей страны приходится одно СМИ, а если учитывать только взрослое население, то его делят между собой полторы тысячи человек. При этом не исключено, что эти люди и в глаза не видели то или иное издание или просто регулярно находили усеянную рекламой газету в своих почтовых ящиках и не глядя выбрасывали ее в мусорное ведро. Иными словами, изобилие газет, журналов и книг вовсе не показатель их востребованности. Наиболее наглядно этот факт демонстрирует постепенное сокращение тиражей газет и журналов (они падают на 5-7 процентов в год), а также и количества книжных магазинов и торговых точек, где продают печатные издания. Сегодня на один магазин "Книги" в среднем приходится 60 тысяч россиян, в то время как в странах Европы это число находится в пределах 10-20 тысяч. Один киоск с газетами и журналами обслуживает в России две тысячи человек, в странах Европы - одну тысячу человек.

И дело вовсе не в том, что у нас плохие журналисты или писатели. И те и другие имеют острые ум и перо. Но этого, оказывается, недостаточно. Наша страна давно живет не при социализме, когда "все вокруг колхозное...". А рыночная экономика с её опасной нестабильностью упрямо гнет свой жестокий лозунг "Каждый сам за себя!". Большинство СМИ выживают как могут, ориентируясь исключительно на свои доходы, а отнюдь не на потребности тех, для кого они, собственно, и существуют, а именно читателей и телезрителей. Лучше всего сформулировал положение в сфере отечественных СМИ президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ Евгений Примаков, в свое время проработавший в прессе полтора десятка лет. Социальная, экономическая и политическая стабильность, сказал он, - это важнейшие условия для развития бизнеса, в том числе и в сфере СМИ, которые в свою очередь прямо влияют на достижение этой стабильности. То есть стабильность в СМИ во многом зависит от них же самих, от того, насколько мудро и грамотно они будут строить свою внутреннюю политику.

По мнению многих участников медийного рынка, ситуация в российских СМИ далека от идеальной. И хотя 98 процентов жителей страны могут смотреть как минимум одну телепрограмму, а 96 процентов - принимать хотя бы одну радиопрограмму, в данной сфере все еще велико влияние государства. В печатных СМИ сильны позиции свободного бизнеса и представлены самые разные взгляды, однако их доступность для жителей страны часто бывает весьма и весьма условной.

И во многом проблема заключается в системе распространения газет и журналов. Стоимость доставки прессы в другие регионы обходится в несколько, а иногда в десятки раз дороже, чем стоимость самого издания. И если небогатые россияне еще в состоянии кое-как наскрести из своих скудных зарплат и пенсий на само издание, то оплатить доставку они просто не в состоянии. Конечно, можно было бы воспользоваться абонентскими ящиками почтового отделения, но, увы, они есть далеко не везде.

Государства большинства других стран мира, понимая социальную значимость средств массовой информации, берут на вооружение специальные меры, чтобы сделать СМИ доступными для всех граждан. В России такой системы нет. Вот тиражи и падают. А граждане оказываются в информационном вакууме. Это большая и сложная проблема, которую необходимо решать, говорилось на заседании комитета. Государство как бы устранилось от решения этих проблем. И хотя нельзя сказать, что оно не выделяет деньги на поддержку прессы, финансовая помощь нередко оказывается весьма своеобразно. Прежде всего осыпаются милостями "нужные" СМИ, даже те, которые и без того далеко не бедствуют. В итоге, как отметили участники "круглого стола", проходившего в ТПП, всю российскую прессу можно поделить на две категории: на ту, которая выживает самостоятельно, и на ту, которая подпитывается, поддерживается тем или иным образом, скажем, с помощью пониженных ставок аренды. Неудивительно, что самостоятельным СМИ приходится буквально выкручиваться. Так, по мнению Евгения Примакова, существует большой разрыв между процессами, которые реально происходят в стране, и их освещением в СМИ. Средства массовой информации часто гонятся за сенсациями, выполняют чей-то заказ, а это не дает объективной картины происходящего.

Страдают от этого и читатели, и телезрители, а сами издания оказываются в неравных условиях, что препятствует их развитию. Конечно, можно серьезно переломить ситуацию, изменив определенным образом механизмы выделения бюджетных средств для экономической поддержки СМИ. А значит, по мнению журналистов, назрела необходимость создания новой системы государственной поддержки СМИ, которую следует ввести лишь законодательно. Так, в рамках этого шага придется изменить ряд норм законодательства, например внести соответствующие поправки в законы "О рекламе", "О защите прав потребителей", "О связи".

Среди других проблем, которые были озвучены на "круглом столе", вопросы, связанные с порядком лицензирования теле-и радиовещания, облегчением условий ввоза высокотехнологичного оборудования и материалов для СМИ и книгоиздания из-за рубежа, расширением розничной сети, через которую распространяются газеты и журналы.

Руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский предлагает обратить самое пристальное внимание на проблему создания в России детского телеканала. "У нас нет общедоступного детского канала, - считает он. - Разве он способен существовать в России без поддержки государства? Надо продумать, каким образом должно существовать детское и юношеское телевидение, чтобы не привлекать существенных государственных средств". По его словам, одним из вариантов финансирования может стать внесение поправок в закон о рекламе, дабы хотя бы часть поступающих от рекламной деятельности средств шла на содержание детского канала.

Мнение депутата

БОРИС РЕЗНИК

заместитель председателя Комитета Госдумы по информационной политике Проблемы СМИ во многом обусловлены законодательно. Да, действующий закон о СМИ по-настоящему либеральный, демократический и один из реально работающих законов в нашем Отечестве. Но он был принят более 14 лет назад и поэтому нуждается в значительных изменениях. Ведь за это время была принята новая Конституция, появилось много новых законов. Закон о СМИ необходимо привести в соответствие с нормами действующего законодательства, но при этом не дать убрать и извратить то доброе, что есть в старом законе. Тогда и проблем поубавится.

Независимость СМИ можно обеспечить, если их поддержать государственными программами. В мире нет примера, кроме России, где бы СМИ облагались полной налоговой ставкой. Существует также проблема дорогой почтовой доставки. Ее стоимость равна, а иногда и выше стоимости газеты. Это надо регулировать, тем более что почта - государственная организация. Еще одна проблема - высокая стоимость газетной бумаги. В России целлюлозно-бумажные предприятия в основном принадлежат иностранному капиталу, а это более 90 процентов всего производства газетной бумаги.

Они пользуются нашим лесом, покупают его по фиксированным ценам, портят нашу экологию, а продают на внутреннем рынке на 20 процентов дороже, чем за границу. Необходимо ввести таможенные тарифы, по которым было бы невыгодно увозить бумагу за границу. Из этих пошлин мы могли бы брать деньги на дотации СМИ, чтобы сделать их конкурентоспособными. Если мы хотим получить независимую прессу, обеспечить ее должный уровень, необходимо вкладывать в ее развитие масштабные средства.

Источник: «Парламентская газета»