Гендиректор "Экстра М Медиа" Александр Каверзнев заявил Ъ, что может быть продано от 60 до 100% бизнеса. Сроки продажи он уточнить не смог. В медиахолдинге "Проф-медиа", в управляющей компании "Промсвязькапитал", а также в издательских домах "Ашет Филипаки Шкулев" и "Пронто Москва" Ъ подтвердили, что получили предложение о покупке "Экстра М Медиа". Финансовые условия, которые предложил "Ренессанс Капитал", в компаниях не раскрывают.
Издательский дом "Экстра М Медиа" издает бесплатные газеты "Экстра М", "Округа" и другие в крупнейших городах России, а также справочные издания и каталоги. Издательскому дому принадлежат полиграфический комплекс "Экстра М" мощностью 14,5 млрд полноцветных полос формата А2 в год, оператор распространения бесплатной печатной продукции компания "Экстра Курьер", турфирма "Экстра М", здание на Триумфальной площади и ресторан Unicum. Акционерами компании являются ее создатели и топ-менеджеры Александр Каверзнев (40%), Сергей Иванов (40%) и Елена Сироткина (20%). Выручка от издательских проектов в 2005 году, по экспертным оценкам, составила $30 млн. Типография начала работать в середине прошлого года. По мнению участников рынка, продажа "Экстра М" может стать одной из крупнейших сделок на российском медиарынке. Они оценивают общую стоимость активов "Экстра М Медиа" примерно в $100 млн. Так, по словам первого заместителя гендиректора ОАО "Полиграфический комплекс 'Пушкинская площадь'" Андрея Сулейкова, типография "Экстра М" стоит $50-60 млн. "Стоимость всего издательского бизнеса 'Экстра М', по моим данным, можно оценить в $30-35 млн",– говорит Леонид Макарон, гендиректор "Пронто Москва" (издает газету "Из рук в руки"). "Сделка обещает стать одной из крупнейших на российском медиарынке, сопоставимой только с покупкой холдинга Independent Media финской Sanoma SWOY",– считает директор по медиаизмерениям TNS Gallup Media Руслан Тагиев.
Эксперты полагают, что акционеры "Экстра М Медиа" решили продать свой бизнес из-за затянувшегося возврата инвестиций. "Они строили типографию семь лет и опоздали с выходом на рынок,– говорит господин Макарон.– Теперь они не могут рассчитывать на большую часть рынка, как это было бы три-четыре года назад". По его словам, в этой ситуации владельцам "Экстра М" сложно выплачивать кредиты, привлеченные под строительство типографии: объемы рекламы в классифайдах, к которым относятся основные издания "Экстра М", так и не восстановились после кризиса 1998 года. По данным Gallup AdFact, в 1997 году объем рекламы в "Экстра М" составлял 4035 полос формата А2, в 2003 году было собрано всего 1652,2 полосы, а в 2005-м – 1324,42 полосы. Главную причину падения тиражей и полосности газет-классифайдов эксперты видят в перемещении подобной рекламы в интернет. "Сейчас развитие классифайда требует поддержки в онлайн-медиа,– считает господин Макарон.– Тем, кто хочет выжить в классифайде, без интернета работать нельзя. А на развитие интернет-технологий, конечно, необходимы дополнительные инвестиции". Владельцы "Экстра М Медиа" вчера не стали обсуждать с Ъ финансовое состояние компании.
Специалисты не исключают того, что после проведения конкурса полиграфический и издательский бизнесы "Экстра М Медиа" могут быть разделены. "Мы рассматриваем возможность участия в конкурсе,– сообщила вице-президент 'Промсвязькапитала' Марина Переверзева.– В первую очередь нас интересует полиграфический бизнес: ПК 'Экстра М', безусловно, технологически опережает потребности рынка и является привлекательным активом". "Мы бы рассмотрели возможность приобрести издательскую составляющую бизнеса 'Экстра М', покупать все целиком нам неинтересно,– говорит гендиректор 'Ашет Филипаки Шкулев' Виктор Шкулев.– Газетам 'Экстра М' можно найти свое место на рынке. Конечно, потребуется некоторая трансформация и, может быть, запуск новых проектов, но эти издания принадлежат к перспективному сегменту бесплатной прессы – одно-два поколения людей еще могут предпочитать бумажный классифайд интернету".
Источник: "КоммерсантЪ"