Книгоиздание в России переживает не лучший момент: тиражи бестселлеров снижаются, равно как и читательская активность. При этом растущие цены на издательскую продукцию и недостаток книжных магазинов оказывают негативное воздействие на общую, и без того неспокойную ситуацию на рынке. Эксперты подчеркивают, что во многом это вызвано «раздуванием» тиражей и длительным затовариванием рынка. Настал момент, когда книготорговые объединения перестали «обрабатывать» выпускаемый объем книг, вследствие чего средние тиражи стали снижаться. Кроме того, пошла на спад и популярность брендов, присутствующих на рынке в течение последних пяти-семи лет. Тем не менее участники рынка считают, что дальнейшего ухудшения ситуации можно избежать, если проводить сбалансированную маркетинговую политику.
По данным Российской книжной палаты (РКП), за три прошедших года на книжном рынке наблюдался стабильный рост количества названий книг. За это время прирост составил 27,6%. В 2004 г. всего было выпущено порядка 90 тыс. наименований книжной продукции, но при этом общий тираж снизился на 2,3% по сравнению с предыдущим годом и составил 685,8 тыс. экз. В обзоре, посвященном ситуации на книжном рынке России, опубликованном РБК, рост общего тиража в 2005 г. оценивается в 5%, а по количеству названий – на уровне 11%. Впрочем, оценки участников рынка более оптимистичны: общее число наименований может возрасти до 100 тыс.. На этом фоне весьма примечательным выглядит снижение показателя среднего тиража, который достиг 7701 экз. По информации РКП, в первом полугодии 2005 г. средний тираж составлял 6392 экз., что на 6,8% меньше прежнего показателя.
Интересна также тенденция к снижению тиражей книг, выходящих до последнего времени в количестве свыше 50 и 100 тыс. экз. В частности, снижение в тиражной группе до 50 тыс. экз. составило в 2004 г. 14,4%, до 100 тыс. – 9,4%, а свыше 100 тыс. – 18,6%. Очевидно, что книжный рынок перенасыщен издательской продукцией, и в ближайшее время следует ожидать дальнейшего снижения тиражей. «Подобная картина вполне отвечает существующим на рынке тенденциям, – подтвердил RBC daily PR-директор издательства «Росмэн» Алексей Шехов. – Прежде всего это происходит за счет крупных раскрученных отечественных брендов: в ряде случае снижение их тиражей составило 25%. Но это и понятно: во-первых, подобные вещи случаются из-за неэффективной поддержки марок, а во-вторых, потому что они стали менее востребованы читательской аудиторией. Для рынка такое падение означало снижение совокупного тиража на 1-2%».
По мнению генерального директора издательства «Центрполиграф» Ларисы Кучинской, причины происходящего кроются в том, что издательства попросту не рассчитали возможности розницы. «В пик продвижения крупных авторов рынок впитывал книги как губка, – рассказала она RBC daily. – А когда наступило насыщение, магазины стали возвращать нераспроданные остатки. Поэтому снижение тиражей отчасти вынужденное, поскольку они были раздуты».
Впрочем, некоторые игроки не согласны с этим и утверждают, что их подобные процессы не коснулись. «В нашем издательстве по книгам авторов, выходящих тиражами 50-100 тыс. и более – Донцовой, Марининой, Устиновой и других популярных писателей – снижения не произошло, – заявил RBC daily генеральный директор издательства «Эксмо» Олег Новиков. – В целом же по разделу детективной литературы, женской сентиментальной прозы есть определенное снижение на уровне 5-7%. Мы планируем в связи с этим продвигать авторские бренды, активнее доносить информацию о выходящих книгах до потенциальных читателей». Кстати, это еще одна проблема, с которой столкнулись издатели: если раньше продвижение авторов осуществлялось довольно легко, то теперь для этого приходится прикладывать значительные усилия. «Чтобы «раскрутить» автора, требуется обширная рекламная и маркетинговая стратегии, причем на федеральном уровне», – считает Лариса Кучинская. Из-за этого, кстати, и происходят незначительные изменения в денежной массе, циркулирующей на рынке.
В обзоре РБК ("Российский книжный рынок") говорится, что прирост осуществляется в основном за счет удорожания книжной продукции, а в дальнейшем рост цен может составлять по 15-18% в год, причем надо отметить, что в общей массе продукции превалируют переиздания, а не новинки. «Денежная масса не увеличивается, – подтверждает г-жа Кучинская. – Нужно прилагать усилия, чтобы увеличить потребление книжной продукции. Можно сказать, что у нас есть отраслевая проблема: раньше покупателей было много, теперь же они избирательно подходят к покупке книг, хотя ощущение, что людей читающих становится все меньше, тоже присутствует». По мнению Олега Новикова, это действительно представляет собой проблему для рынка. «Отдельно взятое издательство не в состоянии ее решить, – считает он. – Надеемся, что решать эту проблему мы будем в рамках Российского книжного союза».
Если прибавить к этому тот факт, что книжные магазины не в состоянии выставить всю выпускаемую издательствами продукцию на полки, становится очевидно, что ситуация для участников рынка складывается не лучшим образом. «Полагаю, нынешние бренды не сразу исчезнут из ассортимента магазинов, но и глобального пересмотра ассортиментной политики тоже не предвидится, – говорит Алексей Шехов. – В то же время ясно, что это может привести к увеличению доли средних и небольших издательств, оперирующих другими брендами и объемом тиражей». Однако Михаил Трифонов из книготоргового объединения «Топ-Книга» с таким мнением не согласен, полагая, что эти два процесса между собой не связаны.
Источник: RBC Daily