Превращение Китая в один из двигателей мировой экономики стало ведущей темой открывшегося вчера в Давосе Международного экономического форума. Вчера же было объявлено, что Google, одна из ведущих мировых IT-компаний, получила разрешение китайских властей на установку в стране серверов, позволяющих ей запустить поисковую систему Google.cn. Теперь же Google сможет быстрее обрабатывать запросы китайских пользователей и догнать по качеству услуг своего основного местного конкурента – систему Baidu.com.
Добиться разрешения на установку серверов в Китае Google не могла потому, что в качестве условия китайские власти требовали от компании ввести цензуру в ее поисковой системе. Теперь руководство Google согласилось ограничить доступ своих китайских пользователей к политически неблагонадежным ресурсам. Так, поиск на Google.cn по таким ключевым словам, как "независимость Тайваня" или "права человека", выдает ссылки на сайты, отражающие позицию Пекина по этим вопросам. Решение Google сотрудничать с китайскими властями тем более замечательно, что не далее чем на прошлой неделе компания оспорила в суде требования властей США предоставить следователям данные о пользователях системы, проводивших поиск по интересующим их ключевым словам. Компания обосновывала свой отказ тем, что предоставление таких данных нарушает гражданские права ее клиентов.
Google не первая интернет-компания, добровольно согласившаяся ввести цензуру по запросу китайских властей. В начале января Microsoft удалила со своего сервера интернет-дневник китайского журналиста, рассказавшего в нем о забастовке сотрудников газеты Bejing Daily. А летом выяснилось, что сайт Microsoft в Китае, предоставляющий услуги авторам интернет-дневников, содержал встроенные фильтры, вымарывавшие из заголовков такие слова, как "демократия" и "права человека". В обоих случаях компания ссылалась на "необходимость следовать местным законам". Этот же довод приводила в свое оправдание и Yahoo!, предоставившая китайским властям информацию о китайском журналисте, пользовавшемся сайтом компании для электронной переписки. В результате журналист получил тюремный срок.
По данным международной организации "Репортеры без границ", сегодня цензуру в интернете практикуют 15 стран: Белоруссия, Бирма, Китай, Куба, Иран, Ливия, Непал, Северная Корея, Саудовская Аравия, Сирия, Мальдивы, Тунис, Туркмения, Узбекистан и Вьетнам. Во всех этих странах власти (используя, как правило, западные технологии) блокируют доступ граждан к нежелательным сайтам или вовсе ограничивают доступ частных лиц к интернету. Большинство этих стран в той или иной степени являются государствами-изгоями или глобальными маргиналами.
На заре интернет-эры предполагалось, что неподвластная цензуре Всемирная сеть станет проводником демократии в странах с авторитарными режимами. На деле все оказалось сложнее. Пока Китай – единственная страна, которой удалось добиться от глобальных компаний сотрудничества в деле цензуры. Но проблема, встающая за этим фактом, гораздо шире.
По всем прогнозам, ближайшее десятилетие станет "эрой развивающихся стран": из поставщиков сырья и дешевой рабочей силы они все больше становятся привлекательным рынком сбыта для мировых компаний. По данным McKinsey, к 2015 году глобальные корпорации получат 1 млрд новых клиентов – жителей развивающихся стран, годовой семейный доход которых благодаря экономическому росту превысит $5000. К 2015 году ежегодный покупательский потенциал развивающихся стран увеличится с $4000 млрд до более чем $9000 млрд – и почти достигнет уровня сегодняшней Западной Европы. Между тем многие из развивающихся стран не отличаются демократичностью. Однако перспективы открывающегося здесь рынка заставляют глобальных игроков идти на компромиссы с их правительствами. Раньше считалось, что глобализация – это способ экономической экспансии Запада, несущей с собой и его идейные ценности. Теперь ситуация выглядит по-другому. Рост экономического веса несвободных и частично свободных стран ведет к тому, что теперь они могут навязывать и прививать глобальным корпорациям свои правила игры. А это, в свою очередь, не может не сказаться на общей стратегии и идеологии деятельности мировых корпораций.
Источник: "Коммерсантъ"